Прокудин-Горский — фотограф, летописец и изобретатель

Прокудин-Горский  - фотограф, летописец и изобретатель

Фотография была чудом и большим открытием для середины 19-го века. Буквально сразу после изобретения фотографии, еще в виде первых дагеротипов, люди стали стремиться превратить черно-белые снимки в цветные. Но до появления массовых цветных фотографий уже в середине 20-го века, то есть через сто лет после первых дагеротипов, фотографы не имели другого средства получить цветной снимок, кроме как раскрасить его вручную.

За много лет до появления массовой технологии цветной фотосъемки первые снимки получил русский ученый- химик и, конечно же, фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский.

Сергей Михайлович родился в 1863 году, в 1889 году закончил Технологический институт Санкт-Петербурга, где в то время работал Менделеев. После Санкт-Петербурга Прокудин-Горский продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже, где начал заниматься разработкой методов цветной фотографии.

К началу 20го века Прокудин-Горский возвращается в Россию, где начинает вести активную работу в Императорском русском техническом обществе (ИРТО). В 1901 году Прокудин-Горский открывает свою «фотоцинкографическую и фототехническую мастерскую». И 13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявляет о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии, а в 1905 году патентует свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков. Состав нового сенсибилизатора делал фотографическую пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1904 году Прокудин-Горский начинает свою величайшую работу по фотографированию современной ему России. В этом проекте ему помогало и государство, выделяя средства и необходимый транспорт.

После Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвует в создании Высшего института фотографии и фототехники. Тем не менее, в 1918 году Прокудин-Горский уезжает за границу. Как замечал он сам впоследствие, ему «по счастливому стечению обстоятельств» удается вывести большую часть коллекции негативов.

В эмиграции Прокудин-Горский пишет статьи, продолжает заниматься развитием фотографии.

Через несколько дней после освобождения Парижа от немцев Прокудин-Горский скончался.

После его смерти потомкам осталась память о том, как выглядела Российская империя и Европа.
Самому Сергей Михайловичу не удалось увидеть многих своих снимков. В его время не существовало еще технологий точного совмещения трех негативов (красного, зеленого и синего) в один цветной слайд. Эту проблему удалось решить лишь в конце 20-го века, когда появились мощные компьютерные программы для работы с изображениями.

Опять же, к сожалению, многие негативы Прокудина-Горского утрачены к сегодняшнему дню: некоторые из- за плохого хранения во время эмиграции во Францию, некоторые просто пропали в о время гражданской войны в Советской России. То, что осталось, было выкуплено в 1948 году Библиотекой Конгресса США.

В настоящее время работы по восстановлению наследия Прокудина-Горского продолжаются: идет поиск потерянных негативов, сканирование и совмещение имеющихся в наличии.
Ниже мы предлагаем Вам некоторые из его работ.

Прокудин-Горский
Жители Туркестана
Прокудин-Горский
Женщина Кавказа
Лев Толстой
Лев Толстой
Казак
Казак
Бухарский Эмир
Эмир Бухары Алим Хан
Автопортрет
Автопортрет
Башкирская женщина
Башкирская женщина
Паровоз
Паровоз
Смоленский храм
Смоленский храм
Витебск
Витебск
Река
Река
Заключенные
Заключенные
Завод
Завод
Опубликовано 28 Авг 2010 в 10:21 дп. В рубриках: Культура (очерки), Фотографии. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

комментариев 9 на “Прокудин-Горский — фотограф, летописец и изобретатель”

  1. Genady 30 Авг 2010 в 4:20 дп

    Шикарные фотографии, никогда бы не подумал — что они сделаны век назад, слишком качественно — для имеющихся на то время технических средств.

  2. admin 30 Авг 2010 в 11:57 дп

    Парадоксально, но многие сегодняшние ноу-хау, несмотря на технологичность имеют часто худшие характеристики, чем более старые наработки.

    Фото пластины, в отличии от фотопленки и тем более цифровой матрицы, имели совершенно фантастическое разрешение и как следствие глубину снимка.

    Кстати, размещенные в статье снимки, сильно уменьшены. Оригиналы еще красочнее!

  3. Genady 30 Авг 2010 в 3:22 пп

    И что примечательно — чтобы делать в то время высококлассные фотографии — было мало — желания, нужно было кроме необходимых фото-аксессуаров и химикатов обладать знаниями инженера, каким и являлся — герой этой заметки.

  4. Vlad 01 Сен 2010 в 11:09 пп

    Всё чудесатее и чудесатее! Без всяких чудо-матриц и сумасшедшей цейсевской оптики человек делал такие снимки! Даже не верится…

  5. admin 02 Сен 2010 в 10:46 дп

    В интернете много фотографий Прокудина-Горского. Многие просто великолепны.
    Я не удержался и разместил еще 4 из них.

    Петроград, фрагмент храма
    Петроград, фрагмент храма
    Под Мурманском. Группа.
    Под Мурманском. Группа.
    Вид Соловетского моностыря
    Вид Соловетского моностыря
    Военнопленные австрийцы у барака
    Военнопленные австрийцы у барака
  6. Genady 02 Сен 2010 в 10:16 пп

    Великолепное исполнение!!!

  7. Валерия 07 Сен 2010 в 5:20 пп

    Недавно видела отличный фильм об этом человеке по «Культуре», была поражена увиденным!

  8. admin 05 Ноя 2010 в 12:10 дп

    Ну уж и еще пара фото:
    Николаевский Кафедральный собор в Можайске. 1911
    Николаевский Кафедральный собор в Можайске. 1911

    Металлический мост на каменных опорах через Каму вблизи Перми, часть Транссиба
    Металлический мост на каменных опорах через Каму вблизи Перми, часть Транссиба

  9. Журнал "Культура и общество" » 19 августа — Всемирный день фотографии 08 Июн 2015 в 9:48 пп

    […] долго, как и о людях, ее вершивших, об одном из них, Прокудине — Горском, у нас есть замечательный очерк, рекомендую […]

Май

Автор фото Зоя Сергеева

Май

Ах, до чего же он желанный,
красавец-май благоуханный,
сад, опьяневший от цветенья,
справляет новый день рожденья!
По вечерам дышу сиренью
и наслаждаюсь птичьей трелью,
а майской алою зарею
мечта стремится за мечтою…
Май часто пишут акварелью,
а иногда еще пастелью,
воздушный, легкий, нежный месяц
наполнен счастьем, словно песня!

Зоя Сергеева, май 2014 года
Не забывайте указать автора
Copyright © Журнал «Культура и общество» 2020 Все права защищены

 
 
 

Наши читатели

free counters

Рубрики

Метки

Свежие комментарии