Гитаристы

Гитаристы

Классическая гитара еще недавно была в роли скромного аккомпаниатора, но с середины 20 века простилась с этой ролью, завоевав прочное место в концертных залах.
В Камерном зале московского Дома музыки завершился гитарный цикл сезона 2009-2010 года, в рамках которого было дано четыре концерта. Наибольшее впечатление на меня произвел концерт Юрия Нугманова, состоявшийся в декабре.
В репертуаре были и собственные аранжировки Нугманова, не только гитариста-виртуоза, но и талантливого композитора. Исполнялись пьесы русских, испанских, европейских и американских авторов, цыганские мелодии.
В первом отделении исполнялись в переложении для гитары классические произведения Россини, Моцарта и других авторов, оcобенно понравилось исполнение вальса Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад».
Темпераментно звучала гитара в руках мастера во втором отделении, когда исполнялась джазовая американская музыка Чика Кориа, Джорджа Гершвина. Нугманов часто гастролирует в Америке с большим успехом.
Музыкант играл и в стилистике латино, эффектно исполняя пьесы латиноамериканских авторов, и темпераментное фламенко.
Приятно было услышать и русскую музыку, в том числе и народную, например, русскую народную песню «Хуторок».
Cтоль разнообразная программа бывает только у виртуозов, музыкантов международного уровня, каким и является Нугманов. Публика, как всегда, была разновозрастная, но преобладала молодежь, было много мальчишек.
Принимали Нугманова тепло, во втором отделении горячо, криками «бис», «браво» и овациями.
На выступлении осенью 2008 года с Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова Нугманов, впервые в России исполнив «Антильский концерт» пуэрториканского композитора Эрнесто Кордеро, получил в подарок от специально приехавшего в Москву автора какую-то особенную пуэрториканскую гитару. Есть у Нугманова еще более ценный для него подарок– гитара, подаренная легендарным испанским мэтром Пепе Ромеро, который был восхищен его игрой. Еще в 1980-е Нугманов завоевал несколько премий на международных конкурсах, уже тогда выделяясь особой теплотой звука и экспрессивной манерой игры.
Он много выступает и как солист, и в составе камерных ансамблей.
Организация концерта была плохая, не было ни программки, ни ведущего концерта, маэстро сам объявлял исполняемое произведение, но делал это тихо и неразборчиво, а во втором отделении и вовсе перестал это делать.

Мы впервые были в Камерном зале Дома музыки, он нам не понравился.
Внешне Дом музыки производит приятное впечатление, увы, внутри это неуютное и чересчур аскетичное помещение, совершенно не способствующее созданию настроения для восприятия музыки.
На сцене для музыканта стоял стул типа тех, что в дешевых столовых общепита, и все! Маэстро некуда было положить подаренные цветы, он положил их на стул у себя за спиной.
Нонсенс!


Извините за низкое качество нашей записи.

Заключительным концертом цикла было выступление французского маэстро Эрика Франсери, это его первое выступление в нашем городе. То, что он исполнял, нечасто можно услышать в Москве. Звучала музыка американского композитора итальянского происхождения Марио Кастельнуово — Тедеско «Дьявольское каприччио», произведения итальянского композитора Доменико Скарлатти, бразильского композитора Гароту (Сардинья), российского гитариста и композитора Александра Винницкого, испанцев Мигеля Льобета, Хосе Фернандо Сора и известного гитариста Эмилио Пухоля, чеха Штепана Рака — всемирно известного гитариста и композитора.
Были исполнены «Утренний этюд» и «Ритмический танец» одной из величайших женщин-гитаристок XX века парижанки Иды Прести.
Теперь о самом исполнителе Эрике Франсери. Он начал играть на гитаре с восьми лет, учился у своего отца, преподавателя Лионской консерватории Марка Франсери. Высшую национальную консерваторию в Париже закончил с отличием, лауреат многих конкурсов, сам начал преподавание в консерватории в Шанбери. Дает мастер-классы по всему миру, концертирует как солист и в составе ансамблей тоже по всему миру. Удостоен высшей музыкальной премии Victoires de la musique. Эрик Франсери — признанный гитарист мирового класса, один из ведущих гитаристов мира.
Нечаянной радостью концерта, подарком слушателям было то, что вел концерт Юрий Нугманов!
А на бис оба маэстро исполнили две мелодии, чем вызвали шквал аплодисментов, крики бис и браво. На концерте публика была всех возрастов, много молодежи и немало детей.
Зал был полон, мы с трудом нашли место для парковки на соседней улице.

А теперь коротко о других концертах цикла.
Был концерт брата и сестры Екатерины и Евгения Пушкаренко, учеников одного из лучших гитаристов мира голландца Карло Маркионе, Владимира Митякова и Ирины Черногоровой.
В ноябре давали концерт Дмитрий Нилов, бравший мастер-классы у Маркионе и Оскара Касереса и Алексей Зимаков, очень известный гитарист, прославившийся турне по Америке, его очень высоко оценил испанский композитор Хоакин Родриго, чью музыку он исполняет.

Для Вас концерт гитаристов:

Мне будет интересно Ваше мнение об их игре.
Зоя,
2010, 04.04
Редакция 28.09.2021
Copyright © Журнал «Культура и общество»2010 — 2021 Все права защищены

Опубликовано 28 Сен 2021 в 7:24 пп. В рубриках: музыка. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой отзыв

комментариев 17 на “Гитаристы”

  1. Евгений 08 Апр 2010 в 10:10 дп

    Гитарист Иван Николаевич Смирнов (1955 г.р.).
    В 1984-1990гг. солист ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова. В настоящее время выступает с квартетом собственного имени, в составе которого два его сына.
    Первый альбом «Карусельный дед», вышедший в 1996 году произвёл, как писали, «тихую сенсацию».
    Если интересуетесь инструментальной музыкой и гитаристами, то вот, послушайте, может быть, вам понравится.

  2. Георгий 08 Апр 2010 в 10:14 дп

    У нас в России есть замечательный гитарист Владимир Маркушевич. Рекомендую.

  3. Зоя 08 Апр 2010 в 6:02 пп

    Плохих здесь нет, так что выбор труден
    Пожалуй, выбираю Нугманова, Мамонтова, Сеговиа
    Пако де Лусиа — непревзойденный!

  4. Юрий 08 Апр 2010 в 6:28 пп

    Мамонтов и Нугманов!

  5. Светлана 09 Апр 2010 в 3:01 пп

    Я — за Ану Видовик, но не потому, что в мастерстве другие гитаристы ей уступают, нет. Просто она исполняет мою любимую «Легенду» Астуриаса.

  6. Тимур 10 Апр 2010 в 10:51 дп

    Примерно в 1979-80 г.г. Дмитрий Мамонтов преподавал классическую гитару в клубе Учхоза Отрадное на Сигнальном проезде, недалеко от метро Владыкино. Мне довелось быть его учеником, поэтому я с ним, конечно же, был знаком лично. Он уже тогда был известен и мелькал по ящику. Но все равно был тихий, скромный, и весь растворялся в гитаре даже во время демонстрации этюда.

  7. Евгений 30 Сен 2021 в 6:28 пп

    Гитаристы высшего уровня, девушка послабее…

  8. Зоя Сергеева 30 Сен 2021 в 8:52 пп

    Нужно же и девушку — гитаристку, поэтому я ее сюда поместила, а мастерство у нее, конечно, не идет в сравнение с большинством представленных исполнителей.

  9. Кирилл 01 Окт 2021 в 12:00 дп

    Гитаристы все лучшие (кроме Анны — она играет средне)
    Но про Франсери до конца не дослушал — видео на полчаса

  10. Евгений 01 Окт 2021 в 12:20 дп

    Мне нравится стиль фламенко, особенно игра Пако де Лусиа
    Мне довелось побывать однажды на его концерте — впечатление незабываемое!

  11. Петр 01 Окт 2021 в 8:42 дп

    Гитара из аккомпанирующего пробилась в солирующие инструменты, но мне все же ближе пение под гитару, чем ее соло.

  12. Зоя Сергеева 01 Окт 2021 в 11:50 дп

    Петр, соло на гитаре и пение под гитару — разные жанры, я их даже не сравниваю
    Соло на гитаре концертирующего гитариста требует от него постоянно держать себя в форме, гитары у них самые лучшие, они профессионалы, у них звучит гитара, и только она одна!
    Совсем другое дело — пение под гитару!
    И оно бывает разным по стилю, мне близко лирическое, мягкое, теплое…
    Когда в гармонии и содержание стихов, и тепло человеческого голоса и звуков гитары, оно окутывает мягким теплом и дарит радость.

  13. Александр Иванов 01 Окт 2021 в 1:09 пп

    Как хорошо провела грань между соло и пением под гитару, Зоинька… Да, это разные сферы! Останусь в своей😉 Улыбаюсь. Тем более, ты так славно сказала про пение под гитару, Друг мой🌺🌺🌺
    Впечатлила игра виртуозов👍

  14. Александр Иванов 01 Окт 2021 в 1:46 пп

    Да, Пётр, мне тоже как-то ближе пение под гитару🙂 Ну, это и понятно Улыбаюсь.
    Хотя, ребята — молодцы!

  15. Зоя Сергеева 01 Окт 2021 в 1:47 пп

    Да, Сашенька, пение под гитару — для души, теплое и светлое, нежная лирика,
    в таком пении своя прелесть, не сравнимая ни с чем
    Надеюсь, будут у нас еще новые песни!

  16. Георгий 01 Окт 2021 в 2:13 пп

    Солисты-виртуозы играют великолепно!
    Не раз слушал гитаристов на концертах.

    Сам напеваю под гитару под настроение
    Соглашусь со сказанным в комментариях, что пение под гитару — другая ниша
    Да и в нем разное, и рок, и лирика, и дворовое, и подростковые агрессивные стили
    Слушал Вас, Александр, здесь, в журнале, мне понравилось!

  17. Александр Иванов 01 Окт 2021 в 2:22 пп

    Георгий, спасибо!
    Зоинька, споём, конечно, а как же! 🌺🌺🌺

Оставьте свой отзыв

Октябрь

Автор фото - Зоя Сергеева

Автор фото — Зоя Сергеева

Наслаждаясь осенней прохладой,
по октябрьскому лесу иду,
надышаться, чего еще надо?
А стихи ко мне сами придут, —

и про алые гроздья рябины,
и про сказочных птиц снегирей,
и про месяц чарующе-дивный,
что других на Руси мне милей…

Зоя Сергеева, 2016
Не забудьте указать автора!
Copyright © Журнал «Культура и общество» 2021 Все права защищены

 
 
 

Наши читатели

free counters

Рубрики

Метки

Свежие комментарии

 

  Рейтинг@Mail.ru