Джордж Гершвин – король симфоджаза
25 января 2015 года в обновленном концертном зале, прежде называвшимся КЗОД (концертный зал Олимпийской деревни), а ныне «Филармония-2 «, состоялся концерт «Джордж Гершвин – король симфоджаза». В программе:Джордж Гершвин |
Совсем коротко о Джордже Гершвине (1898 — 1937),ярком самородке, одном из лучших композиторов 20-го века, родоначальнике американской классической музыки. Он родился в Бруклине (Нью-Йорк) в бедной еврейской семье эмигрантов из России, отец, мечтая о достижении достатка, отдал сыновей в коммерческое училище. В 1935 году была написана опера «Порги и Бесс» по роману Хейворда (он же — автор либретто), с ее появлением в США возникла классическая музыка, а Джордж Гершвин стал композитором первого ряда среди всех ранее живших и ныне живущих. Его любимыми композиторами были Моцарт и Бетховен, от них он пришел к джаз-бэнду негров, сплав классики и джаза — симфоджаз Гершвина. |
Немного о джазе в России
Россию страной джаза не назовешь, хотя залы полны, люди охотно идут на джазовые концерты, но исполнителей все-таки немного…
Джаз появился у нас в 1922 году и быстро развивался, пока в дело не вмешался пролетарский писатель Горький, живший при том на Капри в Италии!
В 1928 году он разразился гневной статьей, где клеймил позором пошлую эстрадную музыку, но высказался и о джазе:
«Это — музыка для толстых. «Эволюция», которую переживают «толстые», эволюция от красоты менуэта и живой страстности вальса к цинизму фокстрота с судорогами чарльстона, от Моцарта и Бетховена к джаз-банду негров.»
Более хлесткие слова Горького о джазе неприличны, приводить их здесь мне не хочется. Это был приговор джазу — до хрущевской оттепели он едва выживал, будучи под запретом…
Пролетарский писатель заблуждался, считая джаз музыкой толстых (буржуев!), это музыка бедных негритянских кварталов! А его высокомерие по поводу негритянской музыки вообще неуместно, неприемлемо.
С 1948 года под запретом были даже инструменты — саксофон (американский!), аккордеон (фашистский!), даже шестиструнная гитара была в немилости.
До середины 70-х даже не обучали игре на саксофоне!
В 1957 году в Москве был Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и «музыка толстых» вошла в жизнь нашей страны…
Впечатления о концерте
Музыка Гершвина меня восхитила, никогда прежде мне не приходилось бывать на концерте, посвященном только этому композитору, слышала отдельные его вещи, но это совсем не то, что целый концерт… Солисты, брат и сестра Шерлинги — Александра (сопрано) и Матвей (саксофон), заслуживают отдельного большого очерка. |
Этот концерт мне запомнится надолго, настолько он был хорош.
Вышла на морозную улицу, cмеркалось, я шла, не спеша, к автобусной остановке, обгонявшие меня музыканты с инструментами в футлярах за плечами спрашивали дорогу, зал только открылся, наверно, они играли здесь впервые, одна молодежь, очень талантливые музыканты.
Душа моя была полна прекрасной музыкой…
Автор репортажа — Валерия, фото зала и видео — admin,
авторы фото Матвея Шерлинга и Гершвина мне неизвестны.
26 01 2015
В советские времена многое попало под цензуру, даже джаз, была даже поговорка: сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст!
Хотя джазовая музыка к предательству никаким образом не могла относиться, а скорей даже наоборот, я бы сказал- такая музыка ритмична, задорна и дает заряд бодрости слушателю!
Музыка Гершвина же считается золотым фондом джаза, что доказывает видеоролик с прекрасного концерта!
Музыка очень понравилась, исполнение на высшем уровне!
Очерк очень информативный, спасибо Вам, Валерия!
Пел саксофон, душа моя летела
куда-то вдаль за музыкой без слов,
и хриплый сакс так слушать я хотела,
как будто он явился мне из снов…
Да, нотные переложния на музыку Гершвина можно было увидеть и в самоучителях и в другой музыкальной литературе издававшейся в СССР.
Что касается судьбы джаза на просторах советского пространства — фильм «Мы из джаза» наглядно показывает как это было .
Конечно была музыка 30-х годов как в «Парке Чаир», «Цветущий Май http://youtu.be/L9zaPmYu8e8» и много других и музыкальных композиций в основе которых был джаз. Был джаз- бэнд Утесова который в полном составе представлен в фильме «Веселые ребята».
Если кто из читателей сможет дать ссылку на блюзовую композицию «На пляже» буду преблагодарен.
Нет сомнения — что ты, Валерия, как и сотни других слушателей концерта, получили море удовольствия!
Гена, а это не «Summertime».?
Тогда это одно и то же, что «Колыбельная Клары» из оперы «Погри и Бесс», она есть на ютубе как раз в исполнении этого оркестра, но солистка другая!
Возможно имелась ввиду джазовая композиция И. Гайдна «День на пляже»
Коллектив этого оркестра слаженный, солисты великолепны, симфоджаз — согласен с Валерией — в зале слушать приятнее, чем духовиков.
Всем любителям джаза рекомендую обратить внимание на творчество Шерлингов!
Музыка Гершвина гениальная, автор очерка владеет словом и умеет увлечь читателя
Валерия, я прослушал Summertime здесь http://youtu.be/MIDOEsQL7lA, должен сказать очень похожа как мелодия так и аранжировка (особенно вступление когда играется на трубе) на блюз «На пляже». Неужели композиция Summertime фигурировала в 30_е годы на просторах СССР — под завуалированным именем «На пляже»? Если учесть что джаз не был в милости в те годы, то вполне возможно что бы не привлекать внимания властей — было изменено название блюза. Наш духовой оркестр кишиневского тракторного завода под руководством Борис Давидович Юфа (https://korostishevsky.org/?p=2076) — играл эту вещь, причем партитура была раритетная довоенная и Борис Давидович ее сберег.
Спасибо Виктор — но это не та композиция.
Гена, все же джаз не был запрещен полностью, играли и Гершвина, ведь даже в то время был фильм «Веселые ребята» (!934), в 1947 году в СССР переехал в полном составе и с семьями оркестр Олега Лундстрема…
Вот сейчас запрета нет вообще!
Но стала ли Россия страной джаза?
Да, залы полны — народ слушает джаз!
Но исполнителей не очень много, видимо, дело в том, что у нас другой темперамент, другие традиции в музыке, и это нормально — каждому народу надо иметь и беречь свое!
С большим интересом ознакомилась с очерком и представленным произведением.
Хотя я не любительница джаза, исполнение мне понравилось.
[…] зале «Филармония-2″, о котором мы рассказывали в предыдущих очерках, где приводили и фотографии зала. Зал не был полон, но […]