«Елена» и жизненные реалии

Реплика по поводу фильма «Елена».

Режиссер Андрей Звягинцев, авторы сценария Андрей Звягинцев и Олег Негин,
Россия, 2010 год, жанр фильма -драма. В ролях: Надежда Маркина, Андрей Смирнов, Игорь Огурцов, Василий Мичков, Юрий Борисов.

Фильм Андрея Звягинцева «Елена» получил все мыслимые фестивальные награды и восторженные рецензии.
Мне фильм совершенно не понравился, после просмотра осталось ощущение звонкой пустоты.
Фестивальное кино, рассчитанное на западного зрителя. Авторы сценария Андрей Звягинцев, Олег Негин планировали снять фильм из иностранной жизни, не получилось, перенесли действие в современную Москву, и получили историю, весьма далекую от жизненных реалий!

Драма двух немолодых людей — супругов, принадлежащих к разным слоям общества. Жена убивает мужа ради наследства. Что же, такое обыграно в сотнях детективных историй.
Но история героев этого фильма не имеет ничего общего с жизненной достоверностью, без которой любая история становится бессмысленной выдумкой.
Что я имею в виду?
В фильме медсестра, типичная тетка, лет десять назад становится сожительницей богатого мужчины, ухоженного и посещающего фитнес, бессейн и тд и тп.
C некоторой натяжкой я еще смогу поверить в его выбор, но и то с трудом!
Но авторам мало этого, герой через восемь лет оформил с ней брак!
Чего ради?
Пенсионерка ему наследника подарила, что ли?
Да нет, не подарила, просто авторам сценария потребовался мотив для убийства, ведь законная жена имеет право на половину имущества мужа!
Ради драматической коллизии не грех пойти против жизненной достоверности?
В реальности этот человек взял бы в жены даму помоложе и поухоженнее, а для домашних дел нанял экономку. Или продолжал сожительствовать дальше…
Но тогда драму не на чем выстраивать, повода для убийства нет!

На деле даже обладатели не таких хором, как в фильме, ищут себе спутницу жизни, выдвигая ей требования иметь собственную жилплощадь, чтобы, упаси Господь, не оттяпала его жилье, которое у него есть, кому оставить, — деткам!
Вот типичнейшее реальное брачное объявление из московской газеты:
«Москвич 60/175/74, своя квартира, прожив. в районе м.Сходненская, ищет спутницу жизни, москвичку 48-56 лет, с квартирой, проживающую отдельно от детей, уставшую от одиночества, 125373, Мос., д/в И……….у А.В.»
С квартирой, да еще отдельно от детей, чтобы в любой момент было, куда выгнать, если надоест! И брак этот чувак со Сходненской оформлять не будет!

А в фильме герой с Остоженки, это -самый дорогущий район, «Золотая миля», герой рассудительный, и так дал маху — женился и дал себя убить!
Не верю авторам, не верю!
Почитал бы Звягинцев Булгакова, что ли?

Все без исключения герои фильма морально ущербны, все! Разве так и в жизни? Да, общество деградирует, но не стопроцентно же!
Звягинцев показал наше общество стопроцентно убогим, ничтожным, вот именно это так и понравилось западной аудитории!

Показано, что у России нет будущего, полная безысходность, наше будущее — это страна, подаренная мигрантам, весело и жизнерадостно играющим на спортплощадке. Настоящий художник не может быть безжалостным прокурором, выносящим приговор обществу, не указывая выхода, здесь же нет и намека на свет в конце туннеля.

Диалоги в фильме прямолинейны, cеры и достойны героев плохонького сериала. Музыка невыразительна. Актерская игра не впечатлила, нет эмоций, нет чувств, пустота!

Прослушать наш подкаст:
 

Опубликовано 10 Ноя 2011 в 3:25 пп. В рубриках: кино. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

комментариев 13 на “«Елена» и жизненные реалии”

  1. Зоя 11 Ноя 2011 в 9:33 дп

    Этот текст под названием «Всего лишь реплика!» я разместила и на «Прозе», ниже привожу часть полученных откликов:
    ***
    Рецензия на «Всего лишь реплика!»
    Согласна с Вами во всём!
    А эти затянутые планы,ни о чём не говорящие. Впечатление,что режиссёр не знает,чем время заполнить,вот и идёт пустое бесконечное чаепитие у сына. Герои-никакие,ни чувств,ни мыслей.Серо и скучно,еле досмотрела,всё пыталась понять,за что награды.
    Спасибо,что высказали правду.
    Удачи!
    С уважением,

    Фрида Дроздова 11.11.2011 15:44 •

    ***
    Рецензия на «Всего лишь реплика!»

    Заинтриговали. Надо будет посмотреть, чтобы сравнить ощущение.
    А что из последних фильмов такого жанра — понравилось?
    И как Вам фильм «Остров» с Петром Мамоновым и фильм «Короткое дыхание»?
    http://ruskino.ru/mov/6438
    Много ли там правды жизни? И если её не хватает, но фильм пронзает чем-то — может быть, ценность в чём-то другом?
    В идее — так быть не должно или — как хорошо, что такое могло бы быть.
    🙂
    С уважением,
    Сергей

    Кандидыч 11.11.2011 15:01
    Ответ Зои:
    Правда жизни должна быть (на мой взгляд) в любом вымысле, это далеко не единственное достоинство любого произведения, но если этого нет, все прочее не спасет — получится дом, построенный на песке!

    «Остров» видела, хороший многоплановый фильм, актеры играют прекрасно.
    «Короткое дыхание» не видела, если советуете посмотреть, скачаю и посмотрю.
    С уважением
    Зоя
    Рекомендую. Случайно увидел кусочек по телевизору, и кажется — из второй серии, и оторваться не смог — про настоящую любовь.
    Когда в неё не верится, что может прийти. А она приходит.
    Очень душевный фильм. Потом полностью скачал из интернета.
    Местами сюжет — взрывчато-эмоциональный. Когда любовь пытаются разрушить.
    И песня Олега Митяева там замечательная — Одинаковые сны. Мелодия — леймотивом через весь фильм.
    🙂
    Кандидыч
    ***
    Рецензия на «Всего лишь реплика!»

    Автор подметила тенденцию.
    В фильмах культивируется глупость, на грани бес-умия.
    Если присмотреться к оскарофильмам, то явна «любовь» к героям — негодяям, садистам и ущербным по всем статьям (культ недочеловека-нелюдя).
    Кому — это нужно???
    Желаю счастья

    Солнца Г.И. 11.11.2011 13:22 •

    ***
    Согласен с Зоей.
    Подколокольный Андрей

    ***
    Рецензия на «Всего лишь реплика!»

    Если честно я такие фильмы вообще не смотрю,особенно если про жизнь богатеньких Буратинов и тяжкой доле их жен вышедших из деревень и ставших ледями.. 🙂 такой банальщиной прет от этих сюжетов-аж скучно.. так что понимаю тебя,Зоя! 🙂 но кинокритика довольно здоровая,молодец! С уважением

    Не Герой 11.11.2011 12:02

    А в этом фильме сюжет построен на противопоставлении «быдла» из окраинного района и жителя самого дорогого района.
    Получилась «картина маслом», сплошное вырождении нации.

    Потому то и грустно,что нас стравливают посредством таких фильмов..
    Не Герой 11.11.2011 12:58

    ***
    Рецензия на «Всего лишь реплика!»

    Выходит, не совсем пустота, Зоя, если столько написали?!)
    Надеюсь!!! Потому что, если «звонкая пустота», то внутри пусто…(
    А Вы все-таки второй день мыслями здесь.

    Алла Арт 10.11.2011 11:19 •

    Мера пустоты -штука невозможная!
    Я скорее ответила оппонентам, потому — реплика, на большее не претендую.
    Зоя
    ***
    Какая Вы молодчинка, Зоя!
    Уж так обрыдло читать политкорректные отклики — то ли на лит.произведения, то ли на театральные поделки, то ли на киношные потуги.
    А Вы, без прогиба на лауреатство Звягинцева, сказали о фильме то, чего он достоин:»…нет эмоций, нет чувств, пустота…».
    Моё Вам уважение —
    Георгий Пашнёв

  2. Надежда Кононова 11 Ноя 2011 в 7:36 пп

    Не могу разделить возмущение автора «Реплики» и не согласна с такой трактовкой идеи фильма. Не бытовое правдоподобие занимает создателей ленты, а духовная, вернее, бездуховная жизнь персонажей. Реальность не в том, кто где, в каком престижном или непрестижном районе живет, а в отчуждении людей друг от друга. И это как раз не разъединяет, а объединяет обитателей «хором» и «трущоб». Нормальных человеческих отношений нет ни между богатым папой и его прожигающей жизнь дочерью, ни между мужем и женой — двумя главными персонажами, ни между мужем Елены и семьей ее сына… И в этой бесчувственной пустоте нет граней добра и зла, они стерлись… Жене можно убить мужа, потому что он не хочет вникать в ее проблемы, а стайке подростков можно убить бомжа на пустыре, чтобы выплеснуть свою агрессию. Вот реальности, с которыми мы живем рядом… Увы! Все очень правдиво, к сожалению. В фильме еще много пластов и нюансов взаимоотношений человека с окружающим его миром – в бытовом, социальном и духовном ракурсах. Звягинцев работает здесь как безжалостный анатом. Но не буду распространяться, у меня тоже – просто реплика по поводу. Тем более, что есть большое подозрение на провокационность первой «реплики»…

  3. Валерия 11 Ноя 2011 в 8:18 пп

    «Не бытовое правдоподобие занимает создателей ленты, а духовная, вернее, бездуховная жизнь персонажей.»

    С бытовым правдоподобием в фильме все в порядке, только быт и показан, ничего более -полная бездуховность!

    Реплика о другом — о правде жизни, которая необходима любому художественному произведению независимо от жанра! О художественных достоинствах фильма (низких, по мнению автора), о чернухе и безысходности! Будто в России ничего живого не осталось!
    Безжалостных у нас переизбыток и без Звягинцева.
    Хотелось бы не констатации паталогоанатома, а видения художника, куда идти обществу, нужен свет в конце туннеля, а здесь -холодный безжалостный приговор.

    Но у каждого из нас -собственное мнение, мы даем возможность его высказать.
    В реплике нет провокации.

  4. Зоя 12 Ноя 2011 в 10:14 дп

    Провокация?
    Ну, разве что в желании подтолкнуть читателя на откровенное высказывание, «задеть за живое».

    В том, насколько неправ Звягинцев в характеристике московского общества, убедиться легко!
    Разве этот журнал, издаваемый москвичами, не наполнен духовностью до краев?
    Разве наш культурно-просветительский журнал не несет читателю «разумное, доброе, вечное»?

    Реплика Надежды показывает, что мы одинаково поняли, как подошел Звягинцев к анализу состояния нашего общества-как ПАТАЛОГОАНАТОМ!
    Дальше — различие, Надежда согласна со cмертью, я — нет, я призываю ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА!

  5. Надежда Кононова 12 Ноя 2011 в 7:54 пп

    Со смертью нельзя быть согласным или нет. Она существует без нашего согласия. Нельзя соглашаться с людьми, которые покушаются на чужую жизнь. В этом с вами солидарны и я, и Звягинцев. А доктора, действительно, нет в этом фильме, а у многих его нет и в жизни… Показана попытка героини обратиться к вере, но, как видим, от одного формального «проставления» свечек в церкви ее душа из потемок не выходит… По-моему, весь фильм прямо вслед за нами кричит: найдите доктора! Так жить нельзя! А что касается «разумного, доброго, вечного», так его можно «сеять» разными художественными приемами – как через позитив, так и через негатив. Пример тому вся классическая литература…

  6. Валерия 13 Ноя 2011 в 12:09 дп

    Елена не обратилась к вере!
    Она спросила у служительницы, у какой иконы надо свечку поставить, а помните, где поставила?

  7. Зоя 13 Ноя 2011 в 12:48 дп

    Конечно, я имела в виду, что одни принимают определение нашего общества как нереанимируемое, а другие считают это чернухой.
    Не собери фильм столько наград (по моему мнению, незаслуженных), прошел бы просто незамеченным.

  8. Геннадий 13 Ноя 2011 в 3:30 дп

    Ну можно предположить что — вариант » В реальности этот человек взял бы в жены даму помоложе и поухоженнее, а для домашних дел нанял экономку.»- был отвёргнут героем фильма т.к. уже имел он печальный опыт для него в прошлом.
    Вариант «продолжал сожительствовать дальше» — был отвергнут, т.к. герой фильма посчитал что 10 лет совместной жизни — это достаточно для окончательного выбора спутника жизни, не понятно для меня полюбил ли он эту женщину? — но руку наш герой ей предложил , значит доверять ей доверял.
    Следующий аспект — пересекались ли ихние пути до первого брака(от которого есть сын у персонажа фильма) — это осталось за кадром…
    Будьте внимательны к вашим мыслям — они начало ваших поступков…
    Но безусловно и мысли что-то предшествует. В общем режиссёр оставил
    эти догадки для зрителя.

  9. Надежда Кононова 13 Ноя 2011 в 11:39 дп

    Уважаемый Геннадий! Ваши рассуждения говорят о том, что вас заинтересовал фильм и вы внимательно его смотрели. Только в будущем никогда не употребляйте форму местоимения «ихние». Это абсолютно неграмотно! И простите меня за это замечание… А по сути все верно подмечено.

  10. Лариса 13 Ноя 2011 в 2:14 пп

    разочарована… Особенно после «Изгнания» (это было и есть самое сильное впечатление от кинематографа за последние 5 лет). Благодарна лишь за то, что будучи провинциалкой, открыла для себя полную трагизма музыку Ф.Гласса (несогласна, что музыка невыразительна!!!). Игра актёров в стиле минимализма в «Изгнании» глубока, а здесь — проста и неинтересна, может, только Смирнов, и то за счёт предыдущих ролей, производит впечатление. Логика сюжета действительно настолько неубедительна. Нас заставляют сделать выбор между безнравстеннностью богатых и нищих — это нечестно! Безнравственность- она и в Африке безнравственность!

  11. Валерия 13 Ноя 2011 в 6:33 пп

    Надежда!
    Спасибо Вам за активное участие в дискуссии, всегда интересны разные мнения.
    Простим Геннадию ошибки, русский язык для него — иностранный..

  12. Зоя 14 Ноя 2011 в 9:41 дп

    Как я понимаю, Геннадий фильм не смотрел, он просто приводит рассуждения о мотивации мужчины жениться-не жениться

  13. Журнал «Культура и общество» » Берлинский кинофестиваль:Caesar Must Die – фильм – призерIron Sky – фильм скандал. 19 Фев 2012 в 3:58 пп

    […] Берлинский кинофестиваль:Caesar Must Die – фильм – призерIron Sky – фильм скандал. 19–го февраля закончился очередной, 62-й Берлинский кинофестиваль. В фестивальном показе зрители увидели более 400-х фильмов со всего мира. К сожалению, российских работ в основной конкурсной программе в этом году не было. С натяжкой российской можно считать ленту Билли Боба Торнтона «Машина Джейн Мэнсфилд», которую профинансировал Александр Роднянский, в прошлом году занимавшийся прокатом весьма спорного фильма «Елена» Андрея Звягинцева. […]

Ноябрь

Ноябрь

В октябре красовалась природа царицей,
золотое убранство повсюду надев,
улетела краса перелетною птицей,
и умолк желтых листьев веселый напев…

Вдруг устала резвиться красавица осень,
растеряла всю яркую прелесть свою,
оголила леса, листья пестрые сбросив,
отдает эстафету она ноябрю, —

и явился ноябрь, месяц хмурый и темный,
буду с вами теперь до последнего дня,
и совсем неплохой я, а тихий и скромный,
просто поздняя осень, любите меня!

Зоя Сергеева

При цитировании не забывайте указать автора произведения!

 
 
 

Рубрики

Метки

 

Наши читатели

free counters

Свежие комментарии