Искусство фуги
Сегодня я слушала Иоганна Себастьяна Баха, его последнее произведение «Искусство фуги», концерт состоялся в Малом зале консерватории.
Концерт был посвящен 325-летию со дня рождения композитора.
Хвалить или ругать музыку Баха? Да что же может быть глупее? Ведь он давно стал иконой в музыке!
Чтобы прослыть человеком, тонко чувствующим высокое искусство, достаточно сказать: «Как я люблю Баха!»
(При этом человек может и не побывать ни на одном концерте, где звучала бы его музыка).
Так что я не стану признаваться в любви к его музыке, ограничусь признанием, что получила удовольствие от концерта.
Биографы Баха отмечают огромную разницу между типичной для музыканта того времени биографией и необычайной высотой творческого полёта, творец скромно отступает на задний план перед гениальностью творений.
Чтобы оценить его музыку, нужен определённый интеллектуальный багаж. Постигнуть мастерство композитора во всей глубине и красоте сложно, хорошо бы хотя бы не понять, а почувствовать!
Может быть поэтому многие не чуждые музыке люди считали творения Баха сухими и сложными.
Из всех произведений Баха наиболее учёным по праву считается «Искусство фуги». Форма фуги является основой полифонического стиля, поэтому в творчестве полифониста Баха этот жанр получил столь важную роль. Говорят, что Бах мыслил фугой ( как Бетховен мыслил симфонией, а Шуберт — песней).
«Искусство фуги» -это последнее крупное произведение мастера. Оно было издано уже после смерти автора и разошлось в количестве всего тридцати экземпляров. Долгое время оно не исполнялось, композитор не указал состав исполнителей, цикл «Искусство фуги» считался неисполнимым на клавире, но уже в прошлом веке его исполняли не только на органе, но и на фортепиано.
В музыке «Искусства фуги» покоряет гармония, биение жизни, сдержанность умудренного жизнью человека.
Цикл состоит из 15 фуг (контрапунктов), 15-й не окончен, его оборвала смерть автора. Все они связаны одной основной темой и среди этих тем есть и музыкальный автограф композитора — тема из 4-х нот, буквенные названия которых составляют фамилию B-A-C-H (си-бемоль -ля -до — си).
Сегодня в двух отделениях были исполнены все 15 контрапунктов(фуг).
Исполнитель — органист Алексей Семенов, заслуженный артист России, доцент кафедры органа и клавесина Московской консерватории, зрелый, опытный Мастер.
Я не впервые на его концертах, его исполнение всегда на высоте. Его концерты всегда — это только орган, и ничего более, причем публику просят не прерывать исполнение аплодисментами, аплодисменты — только по окончании отделения или всего концерта.
Зал сегодня был полон, дети не шумели, видимо, они уже маленькие музыканты. Что особенно приятно, в зале преобладала молодежь. Как всегда, на таких концертах много пожилых, а вот людей среднего возраста мало, очень мало! Новый руководитель канала «Культура» недавно сказал, что попытается привлечь к экрану людей среднего возраста. Уверена, тут он ошибается, среднее поколение — провальное, культура им чужда( не всем, но большинству!). Сейчас канал смотрит старшее поколение, расширять аудиторию надо за счет молодежи, той, чт сегодня была в зале.
Дважды органист исполнил бисы.
Концерт удался!
Валерия
Интересно и познавательно, но все же для очень узкого круга
Все то, что вы пишете о музыке и живописи — это для узкого круга духовной элиты
Даже ваши авторы другие до этого не дотягивают- ваши музыкальные интересы разделяет только один человек по имени Геннадий
Увы, чтобы всерьёз обсуждать нонцерты, нужно быть «в теме». А если нет возможности их посещать, то обсуждать вроде бы и нечего… Собственно творчество упомянутых композиторов?! Но быть в курсе московской музыкальной жизни интересно в любом случае.
Конечно, всякий очерк — это информация, но и возможный предмет для обсуждения.
Если не слушала это в зале, можно сначала послушать на yotube, а потом написать отзыв.
Если написанное в тексте не бредово, то абсолютно на любую тему можно найти, что написать, хоть байку по случаю, хоть по стилю изложения, да мало ли что еще можно сказать!
Человеку, далекому от музыки действительно трудно высказываться о том, в чем он ничего не смыслит, а кто ходит на подобные концерты, всегда найдет, что сказать по такому поводу
Баха будет слушать не каждый, я пару раз в соборе, там аура особая, лучше, чем в залах
Баха слушала в костеле, но там такое сложнейшее произведение, конечно, не исполняют, это редкое исполнение
Кончается чье-то время
Наступает наше
Начинается дождь, разбивая хрусталь об асфальт —
Это к счастью
По радиоточкам в домах
Передают прелюдии Баха
Так что эй, народ, вы слышите!
Избавляйтесь от страха
Как поёт Андрей Занога.
Люди — слушайте Баха, если нет возможности попасть на концерт, тогда — в youTube, в записи — этого стоит того!
Хорошая ссылка, Гена, впрочем, как всегда, все ссылки у тебя отличные!
У кого есть компьютер, есть возможность и слушать музыку, да, не «в живую», но лучше же, чем ничего!
В детстве меня только изредка брали в театр, но был «театр у микрофона», мы с сестрами всегда слушали
Здесь есть о чём поспорить!
Ну какое представление дает музыка не в живую?
Сама автор предпочитает живой звук, не так ли?
[…] при его жизни. Мне уже доводилось слушать «Искусство фуги» в исполнении Семенова(орган), понравилась изящество исполнения Грязновым, но все же […]