Королевская музыка. Органный концерт для Вас!
«Музыка королевской Франции» — органный концерт в Малом зале Московской консерватории, редкая возможность послушать французскую светскую органную музыку, обычно же я слушала в органных концертах церковную музыку немецких композиторов. Королевская музыка, созданная придворными композиторами для одного короля, речь идет о Людовике XIV.
Исполнитель — органист из Санкт-Петербурга, профессор Даниэль Зарецкий, заслуженный артист России. Он окончил Ленинградскую консерваторию по классу органа и фортепиано и аспирантуру Казанской консерватории и Академии имени Сибелиуса в Хельсинки.
Гастролирует по всему миру, по городам России.
Член жюри нескольких конкурсов органистов, профессор кафедры старинной музыки Санкт-Петербургского университета, доцент кафедры органа и клавесина С-Петербургской консерватории, его ученики-лауреаты конкурсов.
Король Людовик XIV (1638-1715) де Бурбон, известный как «король-дитя», а затем — «король-солнце», также Людовик XIV Великий, король Франции и Наварры с 1643 года.
Царствовал 72 года, столько не властвовал ни один монарх в истории Европы!
Его время — время расцвета Франции, в том числе и расцвета культуры, оно вошло в историю как Великий век Франции.
Это и время расцвета музыкальной культуры Франции.
В концерте исполнялись произведения шести композиторов того времени, коротко о каждом из них:
Маршан Луи (1669-1732) — клавесинист, органист и композитор.
Был органистом соборов различных городов Франции, играл на органе в королевской капелле Версаля.
Автор произведений для клавесина, органа, светской и церковной музыки, педагог музыки, виртуозный исполнитель, опубликовал два сборника музыкальных пьес.
В концерте было исполнено произведение Grand Dialogue.
Его учеником был Л. К. Дакен.
ДАКЕН Луи Клод (1694 -1772) — композитор, органист, клавесинист, уже в возрасте 6-ти лет играл на клавесине перед Людовиком XIV.
С 12-ти лет органист капеллы Пти-Сент-Антуан, в дальнейшем церковный органист, потом органист Королевской капеллы, собора Нотр-Дам в Париже.
Игра его на органе была виртуозна и богата импровизациями.
Произведения Дакена написаны часто в стиле рококо, с галантностью, обилием украшений, c выразительностью мелодики и лиричностью.
Его пьесы для клавесина, например, «Кукушка», исполняют современные пианисты.
Писал кантаты (издана только «Роза», в рукописи осталась кантата «Цирцея» на слова Ж. Ж. Руссо), дивертисменты, фуги и трио, мессы.
В концерте было исполнено произведение для органа «Ноэль».
Луи Николя Клерамбо ( 1676 — 1749) — композитор, придворный музыкант Людовика XIV.
Играл на скрипке, органе и клавесине.
Всю жизнь был органистом в парижских храмах.
Был преподавателем музыки.
Написал много кантат, церковных песнопений, cонаты для скрипки, пьесы для клавесина и органа.
В концерте было исполнено его произведение «Сюита первого тона» в семи частях, на мой взгляд, это было лучшее из исполненных на этом концерте произведений, очень красивая музыка в хорошем исполнении.
Франсуа Куперен (1668 — 1733) — композитор, органист и клавесинист.
Он из французской династии Куперенов, насчитывавшей несколько поколений музыкантов.
Церковный органист, придворный музыкант-клавесинист, династия после него продолжилась, выйдя в отставку, он передал свое место дочери, как когда-то и ему передал место отец.
Сочинял в основном для клавесина (более 250-ти пьес) легкие и изящные пьески, получившие славу по всей Европе, за них музыканта назвали «великий Куперен», им написан и учебник игры на клавесине и ряд оркестровых сочинений
(в том числе «Королевские концерты»), трио-сонаты, мессы, сочинения для органа.
В концерте были исполнены пять пьес Куперена, офферторий приходской мессы.
Андре Резон (1650–1719) – композитор, представитель органного барокко.
Его наследие -это две «органные книги», изданные в 1688 и 1714 годах.
Первая состоит из пяти органных месс и оффертория с темой французской песни «Le Vive le Roi», именно это произведение и прозвучало на концерте.
Полагаю, что большинству читателей непонятно, что такое офферторий, остановимся подробнее.
В 1662 году во Франции был принял новый «Церемониал Парижской Церкви», запрещавший использование любых инструментов в церкви, кроме органа.
Органная музыка была только строгих форм, но существовала и широко использовалась другая, более легкая, музыка, и вот ее запретили.
Перед органистами встала задача с помощью своего инструмента передать многообразие существовавшей в то время инструментальной музыки, сочиняя музыку для органа, композиторы стали использовать ее только в качестве образца для импровизаций во время литургии, импровизируя, они обходили запрет.
В богослужении попеременно пели певцы и играл органист.
На органе исполнялись части мессы, называемые ординариум, в этом разделе звучали песнопения, исполняемые всегда.
Орган также звучал во время мессы, когда исполнялись песнопения, посвященные воскресным и праздничным дням.
Именно к таким песнопениям относится и офферторий ( в переводе с латинского «приношение даров»).
Николя де Гриньи (1672–1703), его органная музыка впитала в себя все лучшее, что было до него.
В его роду было много музыкантов.
Он прожил недолго, но успел сделать многое, работал органистом Реймского собора, где короновали французских королей.
Написал органную мессу и пять христианских гимнов, составивших его единственную Органную книгу.
Сочинения Николя де Гриньи известны до сих пор благодаря жене композитора, переиздавшей эту книгу, с Органной книгой ознакомился И. С. Бах, который собственноручно скопировал ее.
На концерте был исполнен гимн «Veni Creator» в пяти частях, произведение яркое, образное, мелодичное, утонченное, сложное.
Время Людовика Великого -это расцвет органной музыки Франции.
Обратите внимание, все-таки главным светским инструментом того времени был клавесин, орган и церковный, и светский инструмент, а скрипачом был только один из этих шести музыкантов, Клерамбо.
Итак, уважаемый читатель, Вы вместе со мной смогли побывать на концерте и составить собственное мнение о прозвучавшей там музыке.
Мне понравилось исполнение Даниэля Зарецкого, интересно было открыть для себя незнакомую страницу в истории музыки.
Cлушаешь эту праздничную музыку и представляешь нарядных дам и кавалеров, роскошные интерьеры дворцов, подъезжающую королевскую карету, которую встречают придворные…
Французская светская органная музыка изящна и красива, но в ней нет той глубины, которая мне так нравится в церковной немецкой органной музыке, все-таки Бах -это непревзойденная вершина!
Думаю, читателю будет интересно узнать, что же думали по этому поводу современники Баха и композиторов французской школы, о которых я рассказала?
Лучшей иллюстрацией будет байка из тех времен.
Итак, 1717 год, Дрезден.
В городе ждут приезда и выступления всемирно известного композитора и музыканта, о котором я рассказала выше, Маршана.
Публика и сам король-курфюрст в восторге от игры Маршана, все единодушны в том, что французский виртуоз лучше немецких исполнителей!
Решили устроить музыкальное состязание, пригласили из Веймара Баха.
Публика в ожидании, сможет ли Бах затмить Маршана?!
Устроить состязание поручили королевскому капельмейстеру.
При большом стечении народа Маршан сыграл блестящую французскую мелодию с многочисленными украшениями и блистательными вариациями, когда Маршан взял последний аккорд, слушатели наградили его громкими аплодисментами.
За орган сел Бах.
Он сыграл ту же мелодию, которую исполнил Маршан, он услышал ее впервые, но безошибочно повторил все вариации, а потом перешел к вариациям собственного сочинения, куда более трудным и изящным!
Когда он окончил игру, последовал шквал аплодисментов, но все же было решено повторить состязание.
Но уже наутро Маршан сбежал, ни с кем не попрощавшись, признав тем самым свое поражение…
Зал на концерте был полон, как это всегда и бывает на концертах органной музыки, часть публики ушла после антракта — это тоже бывает всегда, уходят разочарованно случайные посетители.
И опять, как всегда, большинство было одето затрапезно, многие в ярком, даже красном, в клетчатом и полосатом, никто им не объяснил, как одеться в консерваторию.
На концерты классической музыки одеваются в однотонное, лучше -темное, особенно зимой.
Валерия
28 января 2011 года
Прекрасный рассказ, очень познавательный.
Концерт был просто замечательный, как и все прочие концерты в Московской Консерватории.
Статус учреждения обязывает исполнителей выступать всегда на самом высочайшем уровне.
По ходу прочтения очерка — вспомнился спектакль «Возможная встреча», который довелось мне посмотреть в 1993г. в «Габиме» . Это диалог между двумя колоссами — Бахом и Генделем, композиторы-одногодки которые так и не встретились в реальной жизни, этих героев спектакля — мастерски сыграли — Михаил Казаков и Валентин Никулин.
Мне музыка понравилась, очень!
Но ведь все равно понравился концерт?
Я имею в виду не только исполнение, но и музыка?
Музыка понравилась, но меньше, чем духовная
Разместила видео, потому что намерена слушать эту музыку еще и еще!
С большим удовольствием прочитала очерк, прослушала музыку.
Узнала много нового, интересного.
Мне очень нравится органная музыка, как духовная, так и светская.
Отличное исполнение.
Для таких .как я, людей, которые не имеют возможности посещать концерты -это большой подарок.
Спасибо,жду продолжения!
Музыка хороша, слушал с удовольствием-ни с чем не сравнивал
просто слушал
отличный сайт, мне очень понравился, спасибо автору
Спасибо за интересный пост!
Какие нужные слова… супер, великолепный очерк!
Вообще-то вся эта музыка (за исключением, пожалуй, Офферта Рэзона) именно церковная…
Нет, Елена, это не так!
На концерте была представлена именно королевская музыка, исполнявшаяся в Королевской капелле Версаля, именно поэтому концерт и назывался «Королевская музыка», а вот Разон-то как раз был представлен Офферторием!
Другое дело, эти композиторы писали и церковную музыку, и сами играли в храмах, тот же Куперен был церковным органистом.
Сайт посвященный любви и романтике!
[…] у меня есть очерк с музыкальными иллюстрациями, можете насладиться королеской музыкой того времени. Начав концерт […]
Спасибо за пост. Позновательно.
[…] и пианист, его творческие предпочтения – это французская романтическая музыка и произведения И.С.Баха.. с первых звуков […]
Превосходно!
Спасибо, Валерия!