Мейсенский фарфор сегодня
МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР ВЧЕРА И СЕГОДНЯ, ИСТОРИЯ И CОВРЕМЕННОСТЬ
Мейсен – город фарфора, это известно каждому. И даже известно, как всё начиналось. Если уж вас не особенно увлекает история, то популярный фильм о романтической любви короля Августа «Графиня Коссель» вы, наверное, видели.
…Маленькая железнодорожная станция Трибштайн в пяти минутах ходьбы от фарфоровой мануфактуры, где 16 апреля проводился день открытых дверей. Народу стеклось видимо-невидимо. По дороге мы заглянули в Nikolaikirche, знаменитую тем, что она украшена фарфоровыми статуями святых. Боюсь, что мы не уделили этой красоте должного внимания, торопясь увидеть, так сказать, первоисточник.
У входа на мануфактуру каждому вручили её карту-схему, чтобы не заблудились, и толстый проспект на мелованной бумаге с красивыми фотографиями самой мануфактуры и её продукции. Ну, мануфактура себе, как мануфактура. Фотографии фирменного лого на каждом углу, любезные служащие (а ну как и впрямь кто-то заблудится!) на каждом шагу. И длинные-предлинные коридоры. Открытые двери направо и налево, иногда это – просторные залы, иногда – небольшие комнаты, где работают мастера. По большей части – мастерицы. Вокруг каждой образуется кружок наблюдателей, кто-то восторженно ахает, кто-то задаёт вопросы… Вся продукция расписывается вручную!
Во дворе – настоящий праздник: киоски, палатки, кафешки, где можно поесть, выпить знаменитого мейсенского вина (можно и с собой купить бутылочку-другую).
Мануфактура была основана в 1710 году, после того, как алхимик Фридрих Бёттгер открыл формулу фарфора. Мейсен той поры славился полотном, а ещё это был стольный град курфюрстов Саксонских. На Соборной площади, с которой весь город – как на ладони, стоит прекрасный позднеготический собор, а рядом – дворец курфюрстов в стиле раннего Ренессанса с элементами готики. Курфюрсты перебрались в Дрезден, дворец пустовал, как вдруг однажды появились рабочие и начали перестройку. А потом в замке появился таинственный пленник. Да-да, пленник. Бёттгера держали под замком до тех пор, пока он не найдёт формулу фарфора. Он вошёл в этот замок 19-летним юношей. И через несколько лет он нашёл формулу! Единственной проблемой оставался цвет.
Первый мейсенский фарфор был коричневым. И сегодня выпускаются чашечки, вазочки, чайники цвета молочного шоколада. Дань истории.
А рецепт белого фарфора был найден случайно, благодаря вороватому парикмахеру. Растратив деньги, выданные ему на пудру, тот нашёл в окрестностях какой-то белый порошок и стал им пудрить парики. В том числе и парик почётного узника. Ну, когда и как «пудра» попала в состав для изготовления фарфора – Бог весть. Но умный алхимик быстро смекнул, что к чему, допросил парикмахера с пристрастием, тот сознался. И даже место показал, откуда «пудру» брал. И в 1715 году стали выпускаться фарфоровые чаши и кубки благородного тонкого белого фарфора.
Поскольку до той поры фарфор привозили из Китая, то в сюжетах для росписи в основном использовались китайские мотивы, пасторали и сценки из придворной жизни. Но Фридрих Бёттгер недолго возглавлял мануфактуру. Химические опыты подорвали его здоровье и в 1719 году он умер.
После его смерти руководил мануфактурой художник Грегор Хёрольд. Он не только обогатил палитру красок, введя огненно-красный, фиолетовый, желтый и изумрудный цвета, но и начал выпуск сервизов. В росписи продолжали использоваться китайские мотивы, жанровые сценки, как на картинах Ватто…
Этот период назван «живописным».
Третий период — 1733 — 1756. Под руководством скульптора Иоганна Иоахима Кендлера начали выпускаться модели, украшенные барельефами. Выпускались и фарфоровые скульптуры.
Четвёртый период — это период руководства мануфактурой парижского скульптора Мишеля-Виктора Асье. Увы, после бурного расцвета мануфактура начала постепенно приходить в упадок. Качество фарфора по-прежнему было безупречным, но если прежде мануфактура занимала лидирующее положение в Европе, то в XIX веке мейсенские мастера стали даже копировать модели других фабрик!
В ХХ веке художник Пауль Бернер пытался экспериментировать с формами, придерживаясь идей функционализма. Но в 1948 году все эксперименты были прекращены.
С тех пор и по сей день на мануфактуре воспроизводят модели XVIII века. Этот пышный стиль рококо очень востребован, ведь ретро сейчас в большой моде! А цены делают эти фарфоровые вещицы настоящими предметами роскоши.
Светлана
Люблю красивые вещи, в том числе и фарфор, он так украшает жизнь!
Видела его немало на выставках и на производстве бывала, в России.
Расписывают везде вручную!
А вот цены на изделия отличаются в разы!
Все-таки это больше зависит даже не от реального качества (это необходимое, но недостаточное условие!), сколько от бренда!
А про цены-то ты и не написала….
Из того, что на фото, больше всего понравились панно, повесила бы в столовой!
Этот фарфор красив и доступен немногим, даже одна чашечка на память стоит тысяч 20 на рубли!
В быту у состоятельных и культурных людей я заметил — в моде минимализм, посуда белая либо цветная совсем без рисунка, украшают ее еда!
Потому и ценится, что марка, открыли фарфор впервые в Европе!
Мне нравится кобальтовая подглазурная роспись живописного периода, она и в России распространена, например, в конаковской майолике.
Цены — от 500 €. Но я постаралась, чтобы ценники на фотографиях были видны…
Кое-где видно,
коричневый чайник -50
павлин-3777,
попугай-2911 евро, тот, с вишенками, от такого я бы не отказалась!
Коричневый чайник стоит 574 €!!!
Разглядела, от четверки там одна головка видна!
Эти изящные сервизы — шедевр.
С удовольствием прочитала статью,очень интересно и хорошо изложено и иллюстрировано.
Очень красивые вещи!
Воочию увидеть их провинциалу может посчастливиться где-нибудь в очень дорогом магазине.
[…] ж не слышал о Мейсене! Сегодня знаменит город своими фарфором и вином. Но так было не […]