Художник Константин Коровин — первый русский импрессионист
Милый художник,
скажите, откуда
Дар Ваш волшебный
творить это Чудо?
Cто пятьдесят лет со дня рождения художника Константина Алексеевича Коровина(1861-1939) отмечалось в прошлом году, в Русском музее Санкт-Петербурга была юбилейная выставка, а 28 марта открылась московская, лучше поздно, чем никогда!
Обе выставки — единый проект в двух вариантах иcполнения.
«Общее -три главных раздела обеих выставок. Это станковая живопись: пейзажи, портреты, натюрморты, «ноктюрны», парижская серия, крымская и т.д. В основе показа -два собрания, наше и Русского музея. Но не ставилась задача собрать абсолютно все, это невозможно в нынешних условиях и очень бы усложнило проект из-за проблем атрибуции: Коровин или не Коровин? Хотя для себя мы эту проблему решили, покажем только вещи проверенные»(из интервью замдиректора ТГ Лидии Иовлевой «Культуре»).
Выставка представлена в большом зале на Крымском валу, где уже устраивали аналогичные масштабные юбилейные выставки, на которых я побывала, — Кустодиева, Шишкина, Левитана.
Константин Алексеевич Коровин — родоначальник русского импрессионизма.
Чем он нравится лично мне?
Радостью!
Его творчество — светлое, поднимающее настроение, радующее глаз!
Искусство Коровина стало ярчайшим в самом прямом и переносном смысле явлением в русской живописи его времени. Его картины такие жизнерадостные, цвета сочные, cмотришь на них и понимаешь, счастье — жить. Коровин — колорист, поэт от живописи, большой мастер, пусть многие критики и не считают его великим, уж очень он разбрасывался своим талантом, занимаясь разными направлениями (натюрморт и портрет, жанровая и театральная живопись, деревня и русские Север и Юг, Париж и Европа), но везде достигая успеха. Коровин — прирожденный стилист.
Творчество молодого Коровина заметили, уже тогда истинные знатоки и ценители живописи понимали, что являются свидетелями рождения большого Мастера. Можно ли его назвать Великим художником, не знаю, но его картины Великолепны, он — художник выдающийся и талантливый, безусловно! Он — среди художников, чья слава началась в 80-х годах 19-го века, художников, c которых начался новый этап в развитии русской живописи — это Левитан, Врубель, Нестеров, Серов. Картины Коровина появились в то время, когда красота в русской живописи была «табу», в моде была мрачная и менторская живопись Передвижников. |
У Левитана была красота, но красота его была полна печали и лишена радости жизни.
У Коровина было не только много друзей и почитателей таланта, немало было завистников и недоброжелателей, а Передвижники так и не приняли его в свой союз.
Константина Коровина с детства окружали художники, родители хорошо рисовали, а его дед, богатый купец, помогал живописцам. После смерти деда отец художника разорился и семья переселилась в подмосковную деревню Мытищи, где рядом прекрасный лес Лосиный остров. Это было счастливое время, подросток увлекся охотой и зарисовками лесных пейзажей. Старший брат Сергей уже учился в московском Училище ваяния и зодчества, он показал работы младшего брата своим профессорам Василию Перову и Алексею Саврасову, те сразу разглядели талант! |
В то же время студентом училища был Левитан, они с Константином Коровиным стали близкими друзьями.
Коровин был любимцем общества, подружился он и с меценатом Саввой Мамонтовым. Мамонтов пригласил Коровина на работу в свою знаменитую «Частную оперу», где Коровин вместе с Поленовым и Васнецовым оформляли оперы «Аида» и «Снегурочка». Близким другом Коровина был Серов, дружил он и с Врубелем. По приглашению Саввы Мамонтова друзья отправились в путешествие на север, картины Коровина открыли для многих русский Север, а собранный в поездке материал был использован при оформлении павильона «Крайний север» на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде(1896г)-это первая монументальная работа, она была успешной, следующей была работа по оформлению здания Кустарного отдела на Всемирной выставке в Париже 1900 года. |
За панно для парижской выставки Константин Коровин получил золотую медаль и орден кавалера Почетного легиона, десять панно остались в собственности Саввы Мамонтова и он украсил ими главный вестибюль Ярославского вокзала в Москве.
В 1961 году во время ремонта панно были демонтированы и переданы Государственной Третьяковской галерее. Они реставрированы, четыре представлены в экспозиции выставки на Крымском валу.
Парижские панно впервые за целый век публика увидела в залах Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.
В 1890-х годах Константин Коровин подружился с Сергеем Дягилевым, любителем театра и живописи, они вместе задумали журнал «Мир искусства», Коровин пожертвовал личные средства на издание журнала, да еще и Мамонтова уговорил, до 1903 года Коровин — участник выставок журнала «Мир искусства».
С 1899 года Коровин начал преподавать, сначала в школе Е. Н. Званцевой, а с 1901 работал с Серовым в портретно-жанровой мастерской в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое сам ранее окончил.
Константин Коровин был на фронте, в Первую мировую его призвали консультантом по маскировке в действующую армию, где он увидел все ужасы войны.
Когда Владимир Теляковский затеял реформирование Императорского театра, то предложил Константину Коровину стать главным художником. Первой постановкой стал балет «Дон Кихот». Постановки Коровина — это эпоха в русском театральном искусстве (балеты «Аленький цветочек», «Саламбо», «Конек-Горбунок», оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок», «Князь Игорь», «Садко»).
К сожалению, декорации и костюмы Коровина не сохранились, погибли при пожаре 1914 года в Большом театре.
В 1980-х на аукционе в Париже были приобретены декорации оперы «Золотой Петушок» Григория Раисова по эскизам Коровина для театра города Виши (Франция). Они хранятся в Театральном музее имени Бахрушина и представлены на выставке.
Революцию Коровин принял, особенно февральскую, много работал в Большом и Малом театрах, по реорганизации художественных вузов, руководил Советом художественных организаций, принимал участие в общественной жизни и даже в митингах.
Коровин имел звание академика, но интерес к живописи в то время был минимален, в 1922 году Ленин выпустил за границу интеллигенцию, Коровин с семьей уехал во Францию.
Там работы было мало, изредка-театральные постановки, выставки русских художников…
В последние годы жизни писал рассказы и мемуары.
Скончался Константин Коровин 11 сентября 1939 года, похоронен на одном из кладбищ под Парижем, а в 1950 году русские парижане собрали средства и перенесли останки Коровина и его жены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Эпиграф — строчка из стихотворения Е.Анненковой
Зоя Сергеева
А кто еще из русских художников — импрессионист?
Самый близкий друг Коровина — Серов, Грабарь.
Игорь Грабарь «Неприбранный стол»
Валентин Серов «Девочка с персиками»
А как же вы Репина и Поленова забыли, таких представителей?
Представителей чего?
Речь ведь конкретно о Коровине!
И о русском импрессионизме, а ни Репин, ни Поленов к этому направлению в живописи не принадлежат, пусть и были у них попытки писать вещи в этом стиле.
Мне нравится живопись Поленова, к творчеству Репина скорее равнодушна, но ни тот, ни другой не стали импрессионистами, только современник и друг Коровина Серов(рано умерший) и художник 20-го века Грабарь.
Есть возможность одновременно побывать на выставке друга и единомышленника Коровина -художника Валентина Серова! В Лаврушенском переулке открыта выставка его графики из запасников музея.
Как точно передано Константином Алексеевичем Коровиным — сиюминутное настроение лица — Шаляпина, гениально!
Да, портрет Шаляпина критики считают шедевром! Мне он тоже очень нравится, непринужденно и жизненно!
Очень точно передаётся художником так же внутреннее состояние персонажей его картин, например — эта девочка, её не по детски взрослый взгляд!
На портрете Валентина Серова — дочь Саввы Мамонтова Вера, в «Девочке с персиками» ей 12 лет, портрет сделан в Абрамцеве под Москвой.
Есть еще один ее портрет кисти Васнецова, «Девушка с кленовой веткой», где ей 20 лет.
Вера Мамонтова прожила короткую жизнь-умерла от пневмонии в возрасте 32-х лет, но у нее было трое детей, есть мемуары ее детей.
Мне очень нравится живопись Коровина,она радует глаз,поднимает настроение,а великий он художник или нет-это понятие относительное.
Художник был замечательный и написано о нем так же ярко, как ярки его картины!
С неизменным интересом читаю ваши очерки о музыке, живописи, исторические, все, о чем пишете — лучшие образцы просветительства
Спасибо!
Замечательный рассказ о замечательном художнике
Спасибо!
Читаю журнал уже не первый день как хорошую добрую книгу талантливого эрудита в живописи, музыке, поэзии
Открыла для себя много нового
Картины Коровина как лето — яркие и теплые
Спасибо за подробный с любовью написанный рассказ о Коровине, замечательном русском импрессионисте!
Интересно и познавательно о прекрасном художнике!
Импрессионистов у нас немного, а это такое светлое творчество, радующее взор!
У вас превосходный слог, отличный русский язык
Спасибо за интересный и профессионально написанный рассказ о замечательном русском художнике!