Камея
От четвертого века до н.э. до наших дней. Камея Гонзага
Посетив выставку гемм в ГМИИ в августе, я заинтересовалась камеями — геммами с выпуклым изображением, ведь именно они служили (и служат) украшениями.
Глиптика — художественная резьба по камню — возникла в глубокой древности (в пятом тысячелетии до нашей эры!) в Месопотамии (Северное Междуречье Тигра и Евфрата).
Но там изготавливали только инталии — геммы с углубленным изображением, чаще всего печати, в Египте же примерно в то же время изготавливали из сердолика скарабеев, а это уже ювелирные изделия, они сохранились и часто выставляются в музеях.
Из Египта скарабеи попали в Грецию, где искусство изготовления гемм достигло расцвета благодаря изобретению Феодором станка для резьбы по камню.
Кто такой Феодор?
Процитирую словарь Брокгауза и Ефрона:
«Феодор — древнегреческий архитектор и скульптор с острова Самоса.
Древние авторы приписывают ему изобретение также угломера, отвеса, токарного станка и ключа. Из произведений Феодора известны крытое здание для народных собраний в Спарте, бронзовое изваяние самого художника, отличавшееся большим сходством и тонкостью исполнения, золотое кольцо, изготовленное для самосского тирана Поликрата».
Вот это золотое кольцо было исполнено как гемма.
Мы проследили путь гемм от печатей до ювелирных изделий, скарабеев и первого кольца, но все это инталии -геммы с углубленным изображением, когда же появились первые камеи?
Камеи -геммы с выпуклым изображением- появились в 4-м веке до новой эры в Александрии.
Идеальный материал для изготовления камей -сардоникс, разновидность агата, имеющий толстые и ровные слои различной расцветки, для камей нужны крупные куски агата с правильным чередованием светлых и темных слоёв, такие в природе встречаются довольно редко.
Александрия была основана в 332 году до н. э. Александром Македонским, в результате его завоеваний в драгоценных камнях недостатка не было, поэтому камеи резали не только из сардоникса, но из полудрагоценных аметистов и аквамаринов и даже драгоценных сапфиров и изумрудов! Работа кропотливая, не допускающая ошибок, ведь их нельзя исправить! Поэтому камеи были дороги и доступны только богатым людям, многие из которых их коллекционировали.
Среди аристократов было модным иметь коллекцию гемм-дактилиотеку.
Это время -золотой век камей.
В древнем Риме тоже было модным коллекционировать геммы, дактилиотека была у Юлия Цезаря и многих других известных людей.
У Марка Антония, мужа египетской царицы Клеопатры, тоже была огромная коллекция гемм.
До нас дошла фраза Цицерона: «О, времена! О, нравы!», а знаете, по поводу чего она была сказана?
Римский наместник в Сицилии Гай Веррес так увлекся коллекционированием гемм, что отбирал их у владельцев, используя свою власть, но дело дошло до Сената, его судили, вот на этом суде Цицерон и окончил одну из своих речей такими словами, вошедшими в историю.
И в средние века камеи не забыты, в том числе и в Европе.
В средние века ими увлекалось духовенство, камеи рассматривают как изображения святых, например, гемма с изображением Друза и Антонии почиталась в Провансе как украшение с обручального кольца Иосифа и Марии.
Ларцы с мощами, иконы, оклады церковных книг, даже церковная утварь украшалась в средние века камеями, античными, не новоделом!
Карл Великий использовал античную гемму как личную печать с надписью: «Христос, защити Карла, короля франков!»
Резали в Европе и новые геммы, не только использовали готовые античные.
Нам же интересно, когда и как резные камни попали в Россию?
Ведь коллекция гемм есть не только в ГМИИ, огромная коллекция в Эрмитаже!
После заметного падения интереса к геммам в 17-м веке в 18-м вновь начался бум, вот в 18-м и появляются камеи в России, Петр I приобрел в Голландии коллекцию гемм для Кунсткамеры, небольшую.
Но главные приобретения сделаны Екатериной II, она сама называла свою коллекцию гемм (кабинет антиков) «бездной» из-за огромных средств на их приобретение, а свое увлечение ими называла «обжорством» и «камейной болезнью».
Насколько дорогостоящим было это увлечение, мы можем судить уже по тому, что приобретенная Екатериной камея «Персей и Андромеда» показалась слишком дорогой испанскому королю!
Вот что пишет сама императрица об этой камее:
«Камея с изображением Персея и Андромеды торжественно помещена в музее в нижнем этаже покоев… Она, в самом деле, близка к совершенству».
Позднее была приобретена коллекция гемм художника Д. Байрса, а главным пополнением стала купленная в Париже огромная коллекция герцога Луи-Филиппа Орлеанского, 1500 великолепных антиков!
Вот что пишет о ней императрица:
«Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва ли половина собрания.
Это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова».
После французской революции в коллекцию императрицы попали богатые камеи знатных французов, в том числе принца Конти, затем была куплена коллекция директора дрезденской Академии художеств Ж.Казановы, брата знаменитого героя-любовника.
Екатерина записывает в своем дневнике: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют собой лишь детские затеи».
Cегодня эти геммы в собрании Эрмитажа.
Императрица решает создать собственное производство камей, с Урала в Петербург стали поставлять самоцветы, придворные резчики стали изготавливать геммы отличного качества, ничем не уступающие европейским, а потом завод в Екатеринбурге становится центром нового промысла.
Почти все камеи, изготовленные там, посылались в подарок царской семье на Пасху. Уральская коллекция тоже хранится теперь в Эрмитаже.
Собрание античных камей Эрмитажа — одно из крупнейших в мире: в каталоге опубликовано пятьсот рельефных гемм.
Для сравнения-в парижской Национальной библиотеке хранится около 350 камей, в берлинских Государственных музеях — 315, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке — 52.
Cамой знаменитой в коллекции Эрмитажа является «Камея Гонзага» с парным изображением египетского царя Птолемея II и его жены Арсинои II работы неизвестного мастера III века до н. э., выполненная из трёхслойного агата.
Первое упоминание о ней встречается в 1542 году в каталоге собрания супруги Людовика Гонзага, правителя итальянского города Мантуи:
«Большая камея оправлена в золото, с рельефными портретами Цезаря и Ливии, с золотой гирляндой вокруг, с листьями лавра из зеленой смальты, с жемчужиной внизу, с обратной стороны украшенной чернью, и с табличкой с именем покойной светлейшей госпожи Герцогини».
До 1630г. камея находилась в собрании герцогов Гонзага, потом она не раз переходила из рук в руки.
При папе Пие VI она находилась в сокровищнице Ватикана, а в 1814 г. бывшая жена Наполеона Жозефина подарила её императору Александру I, так она попала в сокровищницу Эрмитажа.
А есть ли в нынешней России мастера, изготавливающие геммы?
Есть, но их мало, нашла сведения — примерно 15 мастеров, причем ни в одном учебном заведении этому мастерству не обучают. Для работы используют бормашину, всему учатся самостоятельно.
Время не властно над драгоценными резными миниатюрами, они и сегодня выглядят, как тысячи лет назад!
Как и когда-то в незапамятные времена, это маленькое рукотворное чудо завораживает своим совершенством, красотой, трудно даже представить, как давно жил мастер, чьи руки сотворили эти резные камешки, пережившие столько поколений своих владельцев…
Их красота волновала и живших тысячи лет назад, волнует и нас, живущих в 21 веке…
Если вы хотите узнать о камеях больше, купите книгу Теофила Готье (1852 год) в записи — аудиокнига 2009 года, или Неверова «Античные камеи»(1971 год), эта букинистическая книга есть в продаже на Озоне, цена доступная.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ! ПРИ ПРОСМОТРЕ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ КЛИКНУТЬ В ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕММЫ, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ ЕЕ УВЕЛИЧЕННОЙ, ВО ВСЕЙ КРАСЕ!
Валерия
21 09 2012
Преданье старины глубокой, дошедшее до наших дней.
Очерк захватывающе интересный, изложено превосходным русским языком, спасибо!
Прекрасная, познавательная статья, очень виртуозно написана, интересная, как и сама тема о ювелирном мастерстве и тонком искусстве глиптики!
Очень понравилась информация, и очень красивые фото к статье!
Спасибо автору и удачи!
Очень интересный очерк , действительно — узнал много нового.
Геммы просто очаровательны! И, конечно, очень интересна информация и фотографии знаменитых камей.
Очень интересная статья, отличные иллюстрации.
Даже не верится,что сделано это тысячелетия назад.
В музее минералов в Екатеринбурге я видела несколько камей, сделанных современными авторами, в хорошем исполнении.
[…] ПОСЕТИВ ЭТУ ВЫСТАВКУ, Я ЗАИНТЕРЕСОВАЛАСЬ КАМЕЯМИ И НАПИСАЛА БОЛЬШОЙ ОЧЕРК О КАМЕЯХ, ЧИТАЙТЕ ЕГО ЗДЕСЬ! […]
Интересная статья, превосходно написанная, научный труд!
У Вас, Валерия, золотое перо!
Все прочитанное для меня ново, интересно
А вот камея у нас есть — семейная реликвия, от прабабушек, никто ее давно не носит, хранится, как память, но, видимо, ценная, оклад из платины.
Василий, главная ценность камей — сама резьба по камню.
Броши снова в тренде, их носят, но чаще современные, старинные плохо сочетаются с современной одеждой.
Была и у нас в семье камея, женская кудрявая головка
На дореволюционных фотографиях камеи нередки на воротниках-стойках женских платьев.
Превосходный очерк — информативно, и слог отличный
Очень интересно и познавательно!
Жаль, что камеи больше не носят — у меня сохранилась прабабушкина на слоновой кости
У вас и проза великолепная, грамотный и четкий язык и информативно, познавательно, спасибо!
Очень интересная статья, много нового узнала и захотелось носить камею, только их сейчас не носят
Летта, камеи снова носят, более того, они самые популярные среди винтажных украшений
Но их надо правильно носить, образ должен соответствовать
Хорошо, интересно и информативно пишете, блестящая журналистика!