Земли полуденной волшебные края…

Выставка в музее Пушкина на Пречистенке

Выставка в музее Пушкина на Пречистенке

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоенный…

АС Пушкин, 1820 год

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открыта выставка к 195-летию путешествия А.С. Пушкина по Крыму —
«Земли полуденной волшебные края…»
Крым в русской культуре XVIII-XX веков

Выставка проходит в музее Пушкина и приурочена к памятной дате из его биографии, но экспозиция значительно шире, это история Крыма за время его принадлежности России, да и возврат его, очевидно, сыграл в создании этой выставки свою роль.
Хронологически выставка охватывает времена от «Очакова и покоренья Крыма» до середины 20-го века, но основа ее — это пушкинские времена.
Крым был источником вдохновения многих поэтов Серебряного века.
На выставке представлен Крым 18 – 20 веков, портреты российских исторических личностей, чья жизнь была связана с Крымом, книги, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства.

Выставка состоит из четырех разделов.

Соколов А.И. "Дом Чехова в Ялте" (1924)

Соколов А.И.
«Дом Чехова в Ялте» (1924)

Первый раздел — это экспонаты, связанные с включением Крыма в состав Российской Империи в 18 веке, это портреты Екатерины II и Г.А. Потемкина, гравюра «Взятие русскими Очакова»(1747 год) – крепости на северном побережье Черного моря, прославившейся в войне с турками-османами за Крым.
В экспозиции есть редкая книга – «Путешествие Ея Императорского величества в полуденный край России…» (СПб., 1786), посвященное путешествию Екатерины II в южные губернии.

Второй раздел выставки рассказывает о путешествии А.С. Пушкина по Крыму в 1820 году с семьей генерала Н.Н. Раевского. На картинах — крымские города того времени по маршруту путешествия: Керчь, Феодосия, Гурзуф, Бахчисарай и Симферополь. Поездкой навеяны поэма «Бахчисарайский фонтан», многие строки «Евгения Онегина», «Погасло дневное светило…», «Редеет облаков летучая гряда…» и другие.

Крым первой трети 19-го века представлен в акварелях, гравюрах, литографиях и живописных полотнах.
Крым этого отрезка времени воспет А.С. Пушкиным, А. Мицкевичем (цикл «Крымских сонетов»), К.Н. Батюшковым — «Таврида», И.М. Муравьевым-Апостолом — это «Путешествие по Тавриде в 1820 году», книга по археологии, флоре и фауне Крыма и яркие описания восточных нравов.

Чумаков А.А. "Домик Чехова в Гурзуфе"

Чумаков А.А.
«Домик Чехова в Гурзуфе»

На выставке много портретов пушкинских современников, внесших значительный вклад в обустройство полуострова — это князь М.С. Воронцов, В. Рувье, занимавшийся там овцеводством и виноделием, княгиня А.С. Голицына, основавшая в Кореизе колонию «трудолюбивых пиэтистов»…

2015 год в России — «Год литературы», и устроители уделили большое внимание литераторам, в чьем творчестве сыграл большую роль Крым, —
Л.Н. Толстому, А.П. Чехову, М.А. Волошину и другим.

Во время Крымской войны Лев Николаевич Толстой был в армии в осажденном Севастополе с ноября 1854 по август 1855 года, в это время им был написан рассказ «Севастополь в декабре 1854 года», опубликованный в журнале «Современник». Это был его первый литературный опыт.

Конечно, на выставке уделено внимание и Чехову, Волошину и их многочисленным гостям.
Александр Грин, книгами которого я зачитывалась в школьные годы, жил с 1924 года в Феодосии, там и написаны его романы «Бегущая по волнам», «Золотая цепь», «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда».

Четвертый раздел посвящен литературным музеям Крыма.

Мне нравится этот музей, в нем работает хороший коллектив, у них постоянно новые выставки, и не одна, одновременно работают несколько.
Эта выставка подготовлена совместно с несколькими другими музеями —
заповедника «Абрамцево», театрального музея имени А.А. Бахрушина,
Государственного Литературного музея, музея Л.Н. Толстого,
Музея В.А. Тропинина и московских художников его времени,
Музея-усадьбы Останкино, Государственного архива Российской Федерации
и частных коллекционеров.

Выставка работает с 10 июня по 3 августа 2015 года в Выставочных залах «Мезонин» ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская») ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30); по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Выходные: понедельник, последняя пятница месяца.

Опубликовано 01 Авг 2015 в 9:22 пп. В рубриках: Выставки, музеи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

комментариев 7 на “Земли полуденной волшебные края…”

  1. Зоя 20 Июн 2015 в 9:23 пп

    А теперь я позволю себе отступление от темы выставки.
    Когда я взяла в качестве эпиграфа две пушкинские строфы, то обратила внимание — в них типичные огрехи начинающего поэта, причем достаточно грубые!
    В рифмующихся строках разное число слогов, в одной строфе рифма АБАБ(перекрестная), в другой АББА — опоясывающая, а разная система рифмовки в одном стихотворении не принята…
    Написано это начинающим поэтом в 21 год, но не переделано, а мне приходилось читать литературоведческие изыскания, что Пушкин работал упорно над стихом, внося исправления до 72 раз (цифра впечатлила и запомнилась).
    Даже в «Онегине» я находила нарушения правил стихосложения!
    Мне кажется, что «труд упорный ему был тошен» и эта небрежность больше в его характере, а литературоведы-дармоеды и буквоеды и все-то врут!
    У Пушкина есть фраза:
    «Как уст румяных без улыбки,
    Без грамматической ошибки
    Я русской речи не люблю.»

    Литературоведы убеждают, что не ошибки милы сердцу поэта, что на самом -то деле он хотел лишь сказать, что язык должен быть живым и не ошибается только тот, кто ничего не делает, но все это досужие домыслы толкователей поэзии, а я исхожу из сказанного самим автором.
    Что он хотел, то и сказал, а остальное — переводы с русского на русский!

    Полно ошибок и в стихах Есенина.
    А вот у любимого мной Тютчева огрехи придется искать долго!

    Я позволила себе наглость и чуть изменила эти строфы с соблюдением правил — рифма в строфах опоясывающая, число слогов в рифмующихся строках равное:

    На море синее вечерний пал туман,
    Погасло дневное светило;
    Шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

    Я вижу берег отдаленный,
    Земли полуденной волшебные края;
    С волненьем и тоской туда стремлюся я,
    Воспоминаньем упоенный…

    Но, как говаривал Публий Теренций Афр,
    Quod licet Jovi, non licet bovi…

    Зоя Сергеева

  2. Виктор 20 Июн 2015 в 10:04 пп

    Здорово,что такая выставка была организована, Крым- благодатный, красивый край, занимающий в мировой истории свою, почетную нишу!
    Жаль,что очерк вмещает так мало картин, посвященных полуострову,но жители столицы могут сами посетить выставку и узнать больше о Крыме и исторических личностях, связанных так или иначе с ним…

    По поводу стихотворения Пушкина, то я бы назвал его- стихотворение в прозе или белый стих,где не придерживаются канонов стихосложения..

    Твой вариант этого стиха, Зоюшка, мне нравится, думаю «наше всё» тоже оценил бы по достоинству его,молодец!

  3. Валерия 20 Июн 2015 в 10:24 пп

    О, нет!
    Белый стих вообще без рифм!
    А здесь, в «Погасло дневное светило» рифма есть во всех строках, а нарушения типичны для начинающих, но для такого известного стихотворения классика уж очень грубы! но quod licet Jovi, non licet bovi…

    Вот примеры белого стиха из пушкинских:

    В еврейской хижине лампада
    В одном углу бледна горит,
    Перед лампадою старик
    Читает библию. Седые
    На книгу падают власы…

    (А. С. Пушкин)

    или

    Все говорят: нет правды на земле.
    Но правды нет и выше. Для меня
    Так это ясно, как простая гамма.
    Родился я с любовию к искусству…

    (А. С.Пушкин)

  4. Любовь Александровнв Якутина 24 Июн 2015 в 12:19 дп

    мне понравился отзыв 1

  5. Genady 27 Июн 2015 в 8:54 пп

    Прекрасная должна быть выставка!
    Польщён что есть и еврейская тематика у великого поэта, какую Валерия привела здесь.

    Конечно Пушкинская тематика обширна кроме Крыма он проживал и в так называемой ссылке на юго-западной переферии тогдашней России — Бессарабия, Одесса и её пригороды.

  6. Валерия 27 Июн 2015 в 9:52 пп

    Геннадий, Пушкин начал, но не дописал поэму, посвященную подвигу легендарной героини еврейского народа Юдифи.
    Существует легенда, что ассирийский царь Навуходоносор приказал своему полководцу Олоферну уничтожить еврейский город Ветилуя со всеми его жителями, город был осажден, гибель его казалась неизбежной. Красавица Юдифь вошла в лагерь Олоферна под видом беженки из города, пленила его своей красотой, и, когда после пиршества в ее честь он крепко заснул, отрубила ему голову.
    Среди ассирийцев началась паника, город был спасен.

    Когда владыка ассирийский
    Народы казнию казнил
    И Олоферн весь край азийский
    Его деснице покорил, —

    Высок смиреньем терпеливым
    И крепок верой в бога сил,
    Перед сатрапом горделивым
    Израил выи не склонил…

  7. Genady 27 Июн 2015 в 10:16 пп

    Про Олоферна слышал, а о легенде нет, любопытно, Валерия, было узнать.

Поэт Зоя Сергеева

Все то, что сердце так волнует…

Два вида дóроги искусства - 
те,  что так тонко будят чувства, - 
картины, музыка... Стихи,  
когда лиричны и легки,  
рисуют дивные картины:  
в них снег поутру синий-синий, 
а на ветвях мохнатый иней... 

Звучит в них музыка природы, 
c ней забываешь все невзгоды:  
журчат о чем-то тихо воды, 
поет скворец иль соловей,  
лягушка квакнет без затей...
Отрадна  музыка из слов - 
цветущий май среди снегов...

Люблю мелодий нежных струи, 
все то,  что сердце так волнует, -
надежда,  вера и любовь  
и очаруют вновь и вновь,
и одарят нас  морем света...
Душа поэзией согрета...
Ценны добро и  радость жизни, 
бесценна преданность Отчизне!

Зоя Сергеева
05.02.2024
Не забудьте указать автора

Унылых не люблю стихов,  и тех, в которых хмарь и мрак,
где лепит ребусы чудак, где зло,  агрессии накал -
читатель всякое видал!
 
 
 

Наши читатели

free counters

Рубрики

Метки

Свежие комментарии

 

  Рейтинг@Mail.ru