Караваджо и последователи (о выставке в ГМИИ)

Караваджо и последователи (о выставке в ГМИИ)

Караваджо и последователи. Картины из собраний Фонда Лонги во Флоренции и ГМИИ им. А.С. Пушкина

Выставка с таким названием открылась 15 сентября в главном здании ГМИИ имени Пушкина, в 2010 году отмечалось 400-летие великого итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610), в 2011 году была грандиозная выставка его работ, я тогда на ней побывала, в журнале есть очерк об этом событии.

"Мальчик,  укушенный ящерицей" (1593-1594) Караваджо

«Мальчик, укушенный ящерицей» (1593-1594) Караваджо

На этой выставке представлена только одна, но знаменитая ранняя работа двадцатилетнего Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей» (фонд Лонги, Флоренция), она написана уже в его творческой манере, а это ярко освещенные фигуры и предметы на темном фоне, игра света и тени, эмоциональность и правдивость.
Остальные полотна на выставке — это картины известных последователей мастера, работавших в его манере, караваджистов, подражателей, причем подражать великому мастеру стали только после его смерти, это картины западноевропейских художников 17-18 веков, впервые собранные вместе, более 20-ти картин из собрания ГМИИ и тридцать из собрания фонда Лонги (Флоренция).

Искусствовед Роберто Лонги (1890–1970) собрал большую коллекцию, хранящуюся на его вилле во Флоренции, где сейчас находится центр изучения итальянского искусства эпохи Ренессанса и барокко.
Роберто Лонги был знатоком истории искусства, он открыл заново и самого Караваджо, и многих малоизвестных талантливых художников, благодаря Лонги приобретших известность, как Анджело Карозелли (1585–1662) и его картина «Аллегория бренности» (ок. 1608 – 1610), Караччоло (1578–1635) и Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656–1659).

Маттиа Прети «Концерт» (1620)

Маттиа Прети «Концерт» (1620)

Геррит ван  Хонтхорст "Пастух и пастушка"

Геррит ван Хонтхорст «Пастух и пастушка»

На выставке представлены работы итальянских, французских, испанских, голландских художников — последователей Караваджо:
17-й век представлен работами Орацио Борджанни, Карло Сарачени, редко выставляющиеся за пределами Италии, Дирка ван Бабюрена «Взятие Христа под стражу», Маттиаса Стомера «Архангел Рафаил в доме Товита» и «Исцеление Товита», шедевр Валантена де Булоня «Отречение святого Петра», пять полотен из серии «Апостолы» Хусепе Риберы, картины Бартоломео Пассаротти, Джованни Ланфранко и Джачинто Бранди, Гвидо Рени, Анджело Карозелли, Караччоло, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста.
18-й век – Джакомо Черути, Фра Гальгарио и Гаспаре Траверси.

Впервые выставляется большая алтарная композиция Джованни Бальоне (1566–1643), приобретение ГМИИ конца 2014 года.
Несколько картин из собрания ГМИИ перед выставкой прошли реставрацию.

На выставке много прекрасных картин, обратите особое внимание на картину «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575–1625), не представленного в собрании Фонда Лонги, так как его творчество лишь недавно изучено и вновь открыто после забвения.
Не все меня одинаково впечатлило, но при посещении любой выставки нескольких понравившихся полотен для меня достаточно.
Эта выставка — событие в культурной жизни Москвы, она из тех, что нельзя пропустить.

C октября на выставке будут проводиться экскурсии, по субботам для детей, а по вторникам и четвергам — для взрослых, детские с 12 часов, для взрослых с 15 и 19 по расписанию.

Выставка работает в главном здании ГМИИ с 15.09.2015 по 10.01.2016

Валерия

16 09 2015
P.S.

Пассаротти "Торговки птицей"

Пассаротти «Торговки птицей»

В первое посещение выставки сразу после открытия было так много народа, что разглядеть тонкости было сложновато, решила сходить еще раз, и не пожалела! День будний, очереди никакой!
На самой выставке, расположенной в одном зале и трех маленьких зальчиках второго этажа, было многолюдно, но не настолько, чтобы нельзя было внимательно и без помех разглядеть еще раз каждую картину.
В этот раз понравившихся картин оказалось еще больше, но я бы выделила три самых-самых!
Это работа Бартоломео Пассаротти «Торговки птицей» 1580 года, но ее присутствие на выставке последователей Караваджо вызывает вопросы, дело в том, что автор скорее предтеча Караваджо, родившегося в 1571 году…

Портрет юного художника

Портрет юного художника

Самая яркая и красивая картина на выставке — «Портрет юного художника в красном берете» Витторе Гисланде (18 век).
Какое лицо, а наряд-то как красив!
Рассматривала картину и вблизи и, присев напротив нее на старинной и очень неудобной деревянной лавке, полюбовалась издали.

Черути "Спящий паломник"

Черути «Спящий паломник»

Очень понравилась работа Джакомо Черути «Спящий паломник» (18 век).
Есть и недоумение по поводу присутствия на выставке трех картин, в манере художников я не разглядела признаков кавараджизма, это:
!)»Явление ангела святому Иосифу» Джованне Бальоне
2)»Пастух с флейтой» Хендрика Тербрюггена
3)»Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном крестителем»
Фон картин светлый, высвеченных фигур не наблюдается, как и эмоционального накала — персонажи вполне умиротворенные!
Приводить эти картины не буду, кто заинтересуется, найдет их сам.

Валерия, 29 09 2015

Опубликовано 23 Ноя 2015 в 7:10 пп. В рубриках: живопись, выставки, музеи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

комментариев 5 на “Караваджо и последователи (о выставке в ГМИИ)”

  1. Зоя 16 Сен 2015 в 5:20 пп

    Выставка работ самого Караваджо в конце 2011 вызвала такой ажиотаж, что очереди выстаивались километровые под дождем и снегом!
    Наверно, также будет и в этот раз, надо идти в будний день.
    Пропустить такую выставку нельзя.

  2. Журнал "Культура и общество" » Караваджо 16 Сен 2015 в 5:24 пп

    […] О выставке 2015 года «Последователи Караваджо» чита… […]

  3. Татьяна 22 Сен 2015 в 12:49 пп

    Интересная выставка, не понравилось только размещение

  4. Евгения 24 Сен 2015 в 5:55 пп

    Выставка интересная!
    Стоит сходить, но правильный был совет выше — в будни!

  5. Genady 06 Дек 2015 в 2:40 дп

    Интересная, содержательная выставка.
    Из представленных здесь в очерке Валерии нескольких картин — создается представление о тематике и специфики выставки.
    » Мальчик укушенный ящерицей» кисти Караваджо — как точно и выразительно переданы мимика лица — этот смешанный с болью застывший ужас в глазах ребенка.
    Или вот эта мироутворенная картина «Концерт» кисти Маттио Претти, так и прорывается с тканей полотна музыка позднего средневековья.
    Очень выразителен взгляд молодого пастуха играющего на флейте в картине «Пастух и пастушка» кисти Геррит ван Хотхорст.
    Интересен ракурс в картине Пассароти — «Торговки птицей». Пожилая торговка что слева как бы прощается со своим любимым петушком, очень выразительный живой взгляд, все выглядит очень современно и для наших дней — прямо декорация для одного из эпизодов к фильму «Ликвидациия» режиссера Урсуляка!
    Что касается молодой торговки что справа — что то слишком аристократичная личность для такой трудозанятости.

Ноябрь

Ноябрь

В октябре красовалась природа царицей,
золотое убранство повсюду надев,
улетела краса перелетною птицей,
и умолк желтых листьев веселый напев…

Вдруг устала резвиться красавица осень,
растеряла всю яркую прелесть свою,
оголила леса, листья пестрые сбросив,
отдает эстафету она ноябрю, —

и явился ноябрь, месяц хмурый и темный,
буду с вами теперь до последнего дня,
и совсем неплохой я, а тихий и скромный,
просто поздняя осень, любите меня!

Зоя Сергеева

При цитировании не забывайте указать автора произведения!

 
 
 

Рубрики

Метки

 

Наши читатели

free counters

Свежие комментарии