«Рабочий и колхозница» Мухиной
Ура! Они вернулись!
После реставрации, которая длилась шесть лет, скульптуру снова установили возле Северного входа Всероссийского выставочного центра (ВВЦ), только постамент стал намного выше.
У нас на сайте были публикации (см ниже) о проблемах самой выставки и этого памятника, одно время не было уверенности, что разобранный для ремонта памятник все-таки соберут, так долго он пылился где-то на складах.
И вот памятник вновь открыт.
Сколько лет я дважды в день, на работу и с работы, проезжала мимо него!
Один из самых ярких символов советской эпохи, ставший еще и эмблемой «Мосфильма», был создан скульптором Верой Мухиной по проекту архитектора Бориса Иофана в 1937 году специально для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Хорошо то, что все хорошо закончилось, но остался у меня недоуменный вопрос, почему так долго надо было его реставрировать и почему потребовались астрономические расходы?
Руководитель коллектива по комплексной научной реставрации скульптуры «Рабочий и колхозница» Вадим Церковников рассказал, что в работе приняли участие 50 НИИ, что это были огромные объемы работы и так далее.
А в свое время Вера Мухина сделала его в очень короткие сроки, да и когда из Парижа домой везли, памятник повредили, и ничего, быстро так отремонтировали, а технические возможности 1937 года были куда скромнее нынешних!
В общем, событие радостное, но вопросы, как и всегда, остаются…
Пожалуй, если б знать, что так дорого, лучше б и не надо?
И еще хочу упомянуть о том, что еще лет 10 назад площадь у метро ВДНХ была довольно приятным местом, красивые ухоженные аллеи, простор для взгляда, а сейчас?
Все испорчено эстакадой на Проспекте Мира и поднятой над землей железной дорогой, соседствуя с обелиском «Космос», эти монстры затмевают его.
Все это место стало неуютным, какой-то подавляющий человека пейзаж, мне там бывать неприятно, не нравится, и очень!
Валерия
Предыдущие публикации о проблемах ВВЦ:
Вернем ли мы “Город мечты” — ВДНХ?
Опять о ВВЦ — ВДНХ
70 лет ВСХВ, ВДНХ, ВВЦ — прежде любимой!
Фото памятника в день открытия. На постаменте — герб СССР.
На ВДНХ побывать не удалось, но вопросы есть:
1) — каких же размеров памятник?
2)как удалось его транспортировать в Париж и обратно?
1Грандиозных размеров!
Вес — 185 тонн
Высота самой скульптуры-25 метров
Постамент был 10 метров, сейчас 34, как и было задумано у скульптора
2 В разобранном виде
Памятник из нержавейки, но за долгие годы все-таки проржавел, его разрезали на части и потом еще резали каждую вдвое, с реставрацией тянули, сначала планировали 2 года
Жаль, что не записала и не запомнила точно поразившую меня цифру расходов, а приблизительно писать-боюсь ошибиться
На выставке в Париже наш павильон, перед которым стоял этот памятник, был напротив павильона гитлеровской Германии
У меня столько связано с этим районом, с самой выставкой, полжизни рядом с ней
Когда-то я много лет подряд садилась в троллейбус на конечной остановке у входа на ВДНХ.
Троллейбус шел некоторое время вдоль выставки, между ее оградой и оживленной улицей за высоким забором одиноко стоял частный дом, я проезжала и всякий раз думала, кругом — многоэтажные дома, кто же там, за этим забором, живет?
Узнала — академик Королев.
Теперь там дом-музей, а улица названа его именем.
Т.е. высота скульптуры достигает 60 метров высоты? —
Вес скульптуры 185 тонн — без учёта веса постамента?- так это уже не менее 3_тонн на кв.метр, гигантская нагрузка для фундамента, не каждая страна и сейчас может себе такое позволить, то что уже в 37_м — могла воплотить страна Советов.
Предлагаю вниманию читателям сайта Коростышевских страничку из моей новой книги, которая ещё не издана.
…Сталин неожиданно поделился с Калининым своей обидой:
– Кругом вредители и враги советской власти. Сделали недавно для выставки скульптуру «Рабочий и Колхозница», и вот поступил сигнал, что в складках одежды просматривается голова Троцкого. Надо разобраться.
Стеклышки очков Михаила Ивановича гневно блеснули: – Разберемся!
Скульптура «Рабочий и Колхозница» была сделана для Международной выставки в Париже, чтобы украсить советский павильон. Скандал неожиданно преподнесла причудливая загогулина в длинном шарфе. Бдительный директор завода Наркоммаша, в цехах которого изготовлялась стальная композиция, сообщал, что, мол, в складках одежды отчетливо просматривается бородатое лицо Троцкого! Донос вызвал переполох в Кремле.
Важная правительственная комиссия выехала на место диверсии: Молотов, Ворошилов, Калинин и специалисты-чекисты. Внимательно осмотрели все подозрительные складки металла. Изучили юбку и двадцать метров вьющегося шарфа. Поганой физиономии Льва Давидовича никто не увидел, зато наметанный глаз Ворошилова заметил другие вопиющие несообразности:
– Почему это молот у рабочего в левой руке? Почему у колхозницы мешки под глазами? С перепою что ли, или недосыпу, а?
Мешки под глазами у девушки Вера Мухина обещала убрать, а с молотом исправить невозможно – две руки рядом, одна из них обязательно будет левой…
Не отстал в своих подозрениях и товарищ Калинин: «…а кто Мухину вообще допустил к работе над главным объектом советской монументальной пропаганды? Она же только-только вернулась из ссылки! Пыталась вместе с мужем, директором одного медицинского НИИ и сыном-подростком сбежать из СССР. Их с заграничного поезда сняли и дали два года лагерей, а теперь она главный советский скульптор? Чудеса, да и только!»
Но, честно говоря, скульптура всем понравилась. Спустя сутки, ночью на завод приехал Сталин, глянул на стальную громаду весом 37 тонн, одобрил, и её начали резать, упаковывать для перевозки в Париж. На Всемирной выставке скульптура Мухиной получила большую золотую медаль Гран-при. После этого большинство создателей «Рабочего и Колхозницы» были… сосланы в ГУЛАГ, комиссара советского павильона Ивана Ивановича Межлаука, заместителя управляющего делами СНК СССР, расстреляли. Веру Мухину карать не стали, но от работы надолго отстранили…
Гена, 185 тонн с постаментом!
У Мухиной не так давно был какой-то юбилей, я тогда впервые узнала, сколько она натерпелась, до этого думала, что уж она-то из «обласканных» властью
Спасибо за выдержку из книги, она о репрессиях?
Эта книга о судьбе жителя Куркино, где я сейчас проживаю. Он был участником парада 1 мая 1937 года. В этот день по данным НКВД готовилось покушение на Сталина. Подозревали Тухачевского, Егорова, Гамарника. Они стояли рядом с Мавзолеем. После парада состоялся традиционный обед на квартире наркома обороны Ворошилова, куда подозрительную троицу не пригласили. После обеда произошел тот разговор Сталина и Калинина о «Рабочем и Колхознице», который я предложил читателям нашего сайта.
Книга большая, страниц 400 будет. Получилась история человека на фоне истории страны, с 20-х годов до свержения Хрущева.
Книга должна быть интересной, с удовольствием её бы прочитал.
Я много слышал что промышленный потенциал был заложен в 30_е годы, какой то документальный фильм есть что пригласили американских инженеров с тем что- бы проводить индустриализацию страны и для передачи знаний и опыта советским коллегам.
Этот исторический период так и назван — индустриализация, материалов о ней видимо-невидимо! И в учебниках, и в литературе, и в фильмах
Конечно,более достоверные вышли тогда, когда ты уже жил в Израиле
Вот недавно был отличный документальный фильм о магазинах с названием» Торгсин»(торговля с иностранцами).
За гроши в 30-е годы выкачали из населения все ценности. Суммы получились огромные, были потрачены на закупку оборудования, обучение специалистов, в общем-то на благие цели негодными средствами!
Я как-то спросила у бабушки, почему у нее нет драгоценностей, колечек, сережек, вот тогда впервые услышала про Торгсин-официально о нем помалкивали.
Мои родственники все, что еще оставалось,в Торгсин отнесли, в обмен на еду и одежду, которые закупались на Западе за копейки, а у нас был голод и дефицит одежды.
За копеечную еду у людей забирали последние ценности.
По вcей стране это было, но наши жили тогда в Киеве.
Но если хочется почитать книгу В.Я.. надеюсь, он тебе подарит!
Добавили в текст фото памятника, сделанное сегодня!
Там на постаменте-герб Советского Союза
Динамика у скульптуры мощная — тут к месту симфония Свиридова — «время вперёд».
Вот еще одна фотография ‘Рабочего и Колхозницы’ Мухиной. Если первая сделана с улицы Галушкина, то эта непосредственно с Проспекта Мира.
Потрясающе — Ну прям как новогодний сюрприз, а на заднем плане — аэростат?
Нет, это всего лишь фонарный столб, в темноте выглядит похоже на шар
Впечатляюще, работа была проведена капитальная, на уровне.
Строительство постамента для скульптуры «Рабочий и колхозница» обошлось Москве в 100 млн. долларов.
Работы осуществило ООО «Строительная компания «Стратегия».
Что мы за строительная держава, если для монтажа скульптуры гоним кран из Финляндии, заплатив несколько миллионов $? И сказать, что «самое дорогое, что мы сохранили это прекрасное произведение, все остальное НИЧЕГО НЕ СТОИТ». Это нашим руководителям всё в жизни ничего не стоит, а простым россиянам очень даже стоит.
И дальше заявить, что если бы деньги не потратили на реконструкцию, то наверняка их «просто разворовали бы». Кощунственно-святые люди! Кто бы разворовал? Или деньги в России как кирпичи на стройке под небом валяются? И почему это журнал «Форбс» берет на себя смелость утверждать, что расходы сильно завышены? Кстати, весь этот материал я взял из российских открытых источников, а не в архивах ЦРУ.
» И. Рабер(префект СВАО). сообщила, что все основные проблемы, связанные с реставрацией самого памятника решены: «Реставрация памятника идет по плану. Сегодня сменен заказчик работ. Им стало акционерное общество «Москапстрой»»
Это данные по состоянию со строительством постамента на июнь 2007 года, из которых видно, что «Москапстрой»-как минимум 2-я организация, причастная к стоительству постамента.
А ведь главным-то было восстановление памятника, которым тоже занимались десятки организаций, вот все и кормились 6 лет.
То, что потребовался кран из Финляндии, удивило, но тут надо знать, есть ли у нас краны такой грузоподъемности, какая была нужна для монтажа такой конструкции..
Монтаж 25_ти метровой фигуры на высоте 35 метров — задача не простая и ответственная , тем более что восстановлением памятника на протяжении 6_ти лет занимались десятки организаций, но итог есть фигура — взмыла вверх и ещё десятки лет — это замечательное произведение Веры Мухиной — будет приводить гостей столицы в восторг и служить гордостью для москвичей.
АИФ№50 от 9-15 декабря пишет:
Реставрация скульптуры вместе с демонтажом и хранением, продлившаяся 6 лет и завершившаяся на минувшей неделе, обошлась столичному бюджету примерно в 35 млн$
В рублях это примерно 1 млрд
Алексей Клименко, член экспертного совета при главном архитекторе Москвы, говорит:
«Это в 30-е годы, когда Вера Мухина трудилась над своей скульптурой, лишнего боялись потратить, а кто считает деньги сегодня?»
Вот так, не больше и не меньше!
Коростышевские:”Культура и общество.” Интернет-журнал » “Рабочий и колхозница” Мухиной…
Коростышевские:”Культура и общество.” Интернет-журнал » “Рабочий и колхозница” Мухиной…
Я рад, что «Рабочего и Колхозницу» наконец восстановили, без памятника долгое время место это было просто лысым.
У меня, правда, воспоминания, связанные с памятником, довольно своеобразные — юношеские, но мне дорогие, ведь это место — часть моей молодости лихой, а её не вернуть…
А вот теперь мне придётся трудиться рядом.
Есть на ВДНХ штука новая — «Музей Космонавтики» — вот там и буду народ кормить.
Приходите!
[…] РS Тема ВВЦ получила на сайте дальнейшее развитие в публикациях : 1 Вернем ли мы город мечты? 2 Опять о ВВЦ-ВДНХ 3 Рабочий и колхозница […]
Вот и хорошо,что один из символов прежнего ВДНХ всё ж вернулся на свое место!