Алексей Венецианов
Недавно исполнилось 230 лет Алексею Гавриловичу Венецианову, великому русскому художнику — романтику, уроженцу Москвы, горожанину, посвятившему свои живописные полотна сельскому романтизму.
Я часто бываю в Третьяковке, зная об этой дате, посетила Венециановский зал, полюбовалась знакомыми с детства прелестными его картинами.
Предки живописца приехали в Россию из Греции, отец его, Гаврила Юрьевич, женился на купеческой дочери Анне Лукиничне Калашниковой, переехал к жене в Москву и занялся торговлей луковицами тюльпанов.
Москва в XVIII была полна усадеб с садами, так что спрос на цветы был велик, и дело пошло. Именно тюльпаны в отцовском саду начал рисовать мальчик Алеша, самоучкой, не маслом — пастелью. Юношей он переехал в Петербург, работал чертежником и продолжал рисовать.
Что меня особенно привлекает в Венецианове, так это его личность!
Он был не только талантливым художником, а необыкновенно добрым и щедрым человеком.
После женитьбы он переезжает в 1818 году в имение жены Сафоново.
В своем Сафонове он открыл первую в России художественную школу, где бесплатно обучал живописи одаренных крестьянских детей, они были на полном его иждивении, он успешно выставлял их работы в Петербурге.
Половина его учеников были крепостными, он выкупил их на волю!
Венецианов был не только талантливым художником, энергичным хозяином имения, но и человеком, бескорыстно и деятельно добрым, настоящим интеллектуалом, каких в любые времена немного.
Рано овдовев, один вырастил дочек.
Cредств не хватало, он был вынужден заложить свое имение, он и его ученики зарабатывали писанием икон.
Школа просуществовала целых двадцать лет и выпустила семьдесят художников. Никакой помощи от государства и от Академии художеств он не получал.
Венецианов был учеником Боровиковского, его живописные работы посвящены русским крестьянкам, лучшие из них выставлены в Третьяковской галерее в Москве («На пашне», «На жатве») и в Русском музее Санкт-Петербурга («Утро помещицы», «Спящий пастушок»).
К глубочайшему сожалению, прекрасных, тонких, одухотворенных картин этого очень любимого мною художника очень мало, в 1855 году случился в Сафоново пожар и многие полотна сгорели.
Художник не видел гибели своих творений, зимой 1847 года он повез готовые работы в Тверь, на скользкой декабрьской дороге кибитка перевернулась, и он погиб.
Его любимые дочки унаследовали деятельную доброту отца, добившись от Академии художеств учреждение стипендии А.Г. Венецианова для наиболее одаренных студентов.
В творчестве Венецианова меня привлекает чистая, непритязательная, изумительная красота пусть и идеализированной русской деревни.
Савелий Васильевич Ямщиков, недавно ушедший от нас искусствовед, высоко ценил вклад Венецианова в русскую культуру, сравнивая его чистоту с иконописцами древней Руси.
Мне тоже нравятся жанровые портреты русских крестьянок Венецианова, особенно украшают их бабочки-капустницы, они садятся им на ладони, они у художника всюду!
(”На пашне”, “На жатве”) — о что то знакомо , румянец на щеках пышной крестьянки, Венецианов — это довольно известный художник, но судьба его — трагическая, прочитал с интересом.
Гена, я дала только названия его картин, по запросу «картины Венецианова» их легко посмотреть в Яндексе, выдаст целую галерею, у него крестьянки не пышные, они в русских одеждах и есть такие, где на руках или где-то еще бабочки-капустницы, очень лирично и трогательно смотрится.
Пышные и румяные -это у Кустодиева, тоже замечательного художника, но у него купчихи и мещаночки, а c серпом на пашне не располнеешь, работа была очень тяжелая
Правда, картины Венецианова — это не отображение тягот крестьянской жизни, а романтизированная красота ее.
О таких людях, талантливых, сделавших столько для людей, надо вспоминать с благодарностью и учить людей ценить это, а не деньги любой ценой!