В защиту органного зала в Челябинске!

В защиту органного зала в Челябинске!

Мои детство и юность прошли в Челябинске, это промышленный рабочий уральский город, где хорошие театры и вузы, где живут мои родные и друзья, и я радовалась вместе с ними, когда в городе появился орган, да еще какой, орган превосходно звучит, это оценили знатоки, сам органист № 1 в России Гарри Гродберг!
Зал камерной и органной музыки на триста зрителей открылся в Челябинске 12.09.1986 года, на 250-летие города в отреставрированном здании Александро-Невской церкви, построенной по проекту известного российского зодчего А. Н. Померанцева.
Там проводились международные фестивали и фестивали молодых российских органистов «Новое органное движение».
На его сцене выступали лучшие исполнители — вокалисты и инструменталисты, камерные коллективы России и соседних стран, Европы, Азии, Америки.

Храм, в котором установили орган, многие годы стоял полуразрушенным, а когда-то его построили на деньги жителей, местных купцов и мещан, строили долго, а богослужения были всего-то десять лет, c 1916 по 1926 годы, а потом площадь имени Александра II переименовали в память о событиях 1905 года в «Алое поле».
Знаете, сколько тогда в городе было жителей?
Всего-то шестьдесят тысяч, а сейчас это — город- миллионник, начавший свой рост в годы индустриализации и стремительно выросший в войну, когда туда пол-Киева эвакуировали.
Когда я жила в Челябинске, церковь была закрыта, а на «Алом поле» был детский парк, куда мы ходили гулять.

В 1986 году храм отреставрировали, сделали в здании органный зал, то есть еще в советское время.
Возможно, этого не следовало делать, но орган-то получился уникальным, это признали сами установившие его специалисты, а теперь зал закрывают и здание передают церкви.

Ниже привожу письмо Б.Ройзмана от 08.05.2010г, опубликованное на сайте в защиту челябинского органа www.organ-hall.ru. (Борис Ройзман-звукорежиссер.):
«К сожалению, я сейчас не в Челябинске, но очень переживаю из-за ситуации с органным залом и хотел бы поделиться своими соображениями и воспоминаниями, как бывший звукорежиссёр радио и делавший репортаж об открытии этого зала.
Мне кажется, неправильно говорить отдельно об органе и здании, где он размещён.
Когда из разрушенной церкви решили сделать органный зал-это решение, видимо, было глупостью, но в результате-то получился шедевр.
При открытии зала директор немецкой фирмы мадам Ойле сказала: «Мы строим органы более 200 лет, но этот зал-вершина.

На открытии же Главный органный мастер Домского собора Риги Далманис прослушал все зоны и сказал мне :
«Сочетание инструмента и акустики-уникальное, и здесь можно будет делать прекрасные записи».

Я также вспоминаю, и тому есть свидетели, как на записи премьеры органной симфонии «Чернобыль» Микаэл Левонович Таревердиев и органист Гарри Гродберг были в восторге, Гродберг сказал:
«у меня полтора десятка пластинок, но такого звучания не было…»

Думаю, этого свидетельства достаточно, чтобы понять, насколько ценен орган и как важно его сохранить!

А что же жители города, те, кто посещал органные концерты, как они относятся к перспективе утраты органа?
Сегодня я получила письмо от подруги, живущей в Челябинске и переживающей за судьбу органа.
Она прислала мне вырезку из местной газеты, где под заголовком
«Для органа построят новое здание?» пишут следующее:
Губернатор Михаил Юревич пообещал во время визита в город патриарха Московского и всея Руси Кирилла вернуть церкви бывший храм Александра Невского, в котором ныне находится органный зал.
Для того, чтобы оценить возможность переноса органа в другое место, пригласили главу органостроительной фирмы «Герман Ойле» господина Ирже Коцоурека.
«Осмотрев инструмент, Ирже Коцоурек нашел его состояние очень хорошим, а сам органный зал назвал «акустическим шедевром, как нельзя лучше подходящим для исполнения музыки Баха» (эталонной для органистов).
Коцоурек сказал:
«Орган должен жить в некоем симбиозе с акустикой помещения, от этого зависит его звучание. Каждый орган изготавливается для конкретного здания.»
Иржи Коцоурек осмотрел все предложенные площадки для переноса органа, но ни одну не нашел подходящей, предложив построить НОВОЕ ЗДАНИЕ ДЛЯ ОРГАНА.

Итак. перенести орган в существующие здания нельзя-надо строить новое!
Так может быть, орган-шедевр оставить на месте, может быть, посоветоваться с жителями города, на деньги предков которых храм был когда-то построен?

А что же думает переживающая за судьбу органа моя челябинская подруга?
Она не надеется на сохранение органа, пишет так:
«Орган законсервируют, а если здание под него когда-нибудь и построят, то орган уже будет годен только на металлом, хотя очень хочется верить, что это будет не так».

Тогда нынешнему поколению горожан орган больше не услышать, только не могу понять, зачем его отнимать, кому от этого лучше, если все равно надо строить новое здание, то можно орган оставить, а построить новый храм!

Челябинская область-один из немногих богатых регионов в стране, может себе позволить строительство новых храмов, вокруг «Алого поля «-три храма, да и традиции строить на народные деньги в городе не только из царских времен, на том же «Алом поле» стоит памятник «Орленок», уcтановленный на деньги граждан — комсомольцы, школьники и студенты отчисляли деньги из стипендий на его строительство к сорокалетию комсомола.

Никто не оспоривает прав церкви на храм, не надо было там устанавливать орган, но это было сделано уже 24 года назад, и все эти годы в здании звучала прекрасная, особо обращаю внимание, духовная христианская музыка!

Обращаюсь к тем, от кого зависит судьба органа, подумайте еще и еще раз, прежде, чем его уничтожать!

Челябинский орган
Орган в Челябинске
Орган в Челябинске
Александро-Невская церковь в Челябинске

P .S.В Челябинске есть комитет по защите органа, устраиваются митинги в его защиту, в интернете они собирают подписи под письмом в защиту органа http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=51, те действуют!
Думаю, читателям будет интересно узнать, что была договоренность между бывшим губернатором Суминым и покойным патриархом АлекcиемII о том, что орган останется в храме, если город построит для РПЦ два новых храма.
Эти храмы город построил.

Валерия

P.P.S. Последние новости: Органный зал работает, концерты идут, но это вовсе не означает, что победили сторонники зала!
Дело в том, что концертный график на сезон 2010-2011гг утвержден, приглашены зарубежные артисты, если зал закрыть немедленно, церковь будет вынуждена оплатить неустойку.

Опубликовано 29 Июн 2010 в 10:40 пп. В рубриках: Хранилище (архив). Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Оставьте свой отзыв

комментария 3 на “В защиту органного зала в Челябинске!”

  1. Genady 30 Июн 2010 в 1:34 дп

    Да, действительно — головоломка, проблема очень деликатная, здесь нужно мудрое решение.

  2. Валерия 30 Июн 2010 в 2:28 пп

    Все не так сложно, если просто не усложнять!
    Да и был же уговор с покойным патриархом-построить за этот храм аж два!
    Построили, а теперь все по новой?

  3. Зоя 02 Июл 2010 в 10:49 пп

    Для меня ситуация очевидна-это сохранение органа без каких-либо оговорок.

Оставьте свой отзыв

Поэт Зоя Сергеева

Все то, что сердце так волнует…

Два вида дóроги искусства - 
те,  что так тонко будят чувства, - 
картины, музыка... Стихи,  
когда лиричны и легки,  
рисуют дивные картины:  
в них снег поутру синий-синий, 
а на ветвях мохнатый иней... 

Звучит в них музыка природы, 
c ней забываешь все невзгоды:  
журчат о чем-то тихо воды, 
поет скворец иль соловей,  
лягушка квакнет без затей...
Отрадна  музыка из слов - 
цветущий май среди снегов...

Люблю мелодий нежных струи, 
все то,  что сердце так волнует, -
надежда,  вера и любовь  
и очаруют вновь и вновь,
и одарят нас  морем света...
Душа поэзией согрета...
Ценны добро и  радость жизни, 
бесценна преданность Отчизне!

Зоя Сергеева
05.02.2024
Не забудьте указать автора

Унылых не люблю стихов,  и тех, в которых хмарь и мрак,
где лепит ребусы чудак, где зло,  агрессии накал -
читатель всякое видал!
 
 
 

Наши читатели

free counters

Рубрики

Метки

Свежие комментарии

 

  Рейтинг@Mail.ru