К 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны

К  70-летию  со дня начала  Великой Отечественной войны

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.

С. С. Орлов

В этом году наша страна отмечает три знаменательные даты — полувековой юбилей со дня полета Юрия Гагарина и 150-летие со дня отмены крепостного права мы уже отметили, а 22 июня — одна из самых печальных дат в истории нашего народа — 70 лет со дня начала Отечественной войны, День памяти и скорби.
В 4 часа утра «германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие. Налеты вражеских самолетов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории.»
В полдень 22 июня 1941 года Заместитель Председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Народного Комиссара Иностранных Дел В.М. Молотов зачитал обращение к гражданам Советского Союза, ниже привожу выдержки из него:
«Граждане и гражданки Советского Союза!
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора. Нападение на нашу страну совершено, несмотря на то, что за все время действия этого договора германское правительство ни разу не могло предъявить ни одной претензии к Советскому Союзу по выполнению договора.»
Заканчивалась речь Молотова словами: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Что же касается внезапности нападения, то она была таковой для наименее думающей части населения, убаюканной радиопропагандой, но подготовка к нападению немцев на СССР — это же был очевидный для многих факт, и дело вовсе не в том, что это очевидно нам, через 70 лет, а тогда таковым не было.
Было!!!
Были разведданные, многие перебежчики информировали об этом, но не это — главное!
Очевидным было огромное скопление живой силы и техники у наших границ, которое нельзя было объяснить ничем иным, кроме подготовки к нападению. И об этом нельзя было не знать, это было видно с воздуха, об этом прямо писали европейские газеты.
Если это не увидели руководители государства, то только потому, что по какой-то причине не захотели этого увидеть.

Ко времени начала Великой Отечественной вторая мировая была в разгаре, под фашистский сапог безропотно легли французы, чехи, поляки, сербы, фашисты заняли и поработили Норвегию, Бельгию, Данию, Голландию, Грецию и другие народы.
А нашу страну поработить не смогли, как и до них не смог никто!
Причин этому много, я бы хотела перечислить некоторые.
Почему нас не смогли победить?
1. По природному свойству нашего народа, мы-упертые, поэтому нас никогда извне никто не побеждал.
2. Из-за тех «ежовых рукавиц», в которых держали народ, да и в боях не жалели, маршал Победы Жуков посылал на верную смерть ради решения тактических и стратегических задач.
3.Из-за того, что сумели мобилизовать резервы-людские и промышленные.
4.Из-за наших суровых зим, из-за наших ужасных дорог.

Cейчас нередко обсуждается, каков же наш вклад в Победу, а каков — вклад союзников.
Как известно, у победы много отцов, поражение-всегда сирота.
Да, это была победа антигитлеровской коалиции, но прежде всего -это наша победа, это наш народ положил на ее алтарь двадцать миллионов человеческих жизней!

Роль англичан и американцев нельзя умалять, они сделали немало, не только открытием второго фронта, но и помощью, ведь это была не только и не столько общеизвестная тушенка и яичный порошок, это была техника связи, истребители, авиационный бензин и многое другое, 25% гитлеровских войск оттянул западный фронт, это немало, но это втрое меньше, чем было брошено на восточный фронт!

А теперь-несколько рассказов о том, как война прошлась по человеческим судьбам.

Рассказывает Геннадий (стиль и орфография рассказчика сохранены):
«Моя мама рассказывала(в 41_м ей было как моей дочке 10, она родом из еврейского местечка Калараш, 5000 населения до войны, после войны — братская могила на 5000 душ…) — бомбили уже в тот же день. В Калараше стоял Красноармейский гарнизон, мать моей мамы(моя бабушка которой не довелось меня нянчить) — работала в военторге кондитером, она была превосходным кондитером.Старший брат мамы — Михаил был сразу призван на фронт, в последствии — он погиб в марте 45_го в Берлине.
Семья мамы — оставшиеся 8 человек и т.к. на Кишинёв — поезда уже не ходили( железную дорогу захватчики разбомбили) — наняли местного крестьянина с тем что бы он на подводе — довёз их до Кишинёва — это 50 км., добирались несколько дней, спасаясь от бомбёжек вражеской авиации.На местности уже действовали диверсанты, один из таких диверсантов во всю орудовал на глазах маминой семьи, причём он действовал скурпулёзно — перерезал телефонные и электрические провода, при нём была рация, и прослушивающее устройство для телефонных линий, он всё время спрашивал куда это
семья собралась? Если мимо проезжала красноармейская машина или проходили советские подразделения — то этот диверсант прекращал на время диверсионную деятельность и подсаживался на подводу, мамина семья стала заложником этого диверсанта почти до самого Кишинёва, сам город горел и был в руинах.Поезда не ходили — кое как добрались до Раздельной а там до Одессы.Остановились на ночлег в предместьях Одессы, в немецкой колонии, тогда жило много немцев под Одессой.За плату — немецкая хозяйка предоставила ночлег и еду, по словам моей мамы — отношение было хорошее, эти несколько дней были отдушиной …
Выжили только 2_е — моя мама и её старшая сестра. Когда советские войска освободили Молдавию — сёстры вернулись в Бессарабию, уже в Кишинёве пассажиров поезда упрашивали остаться здесь в столице, предлагали занимать уцелевшие пустующие дома, старшая сестра обратилась к младшей сестре(моей маме)-”давай Шейнделе выберем себе дом и
останемся в Кишинёве”, но Шейнделе слушать не хотела — она плакала -”у меня замёрзли ножки — я хочу в Калараш, в свой дом — там мы затопим печку и я согреюсь”, что понимал наивный ребёнок, Калараш сёстры не узнали — он был разрушен, и на месте ихнего дома стояли руины, для сравнения — в городе до войны было 15-16 синагог, а после войны — уцелела лишь одна — т.к. в ней располагался немецкий штаб.
Выжила моя мама благодаря её среднему брату, его звали Гедалия, светлая ему память.
Он сам голодая — отдавал свой паёк своей младшей сестричке.В честь него назвали меня Геной.»

Рассказывает Евгения:
«Мне было шесть с половиной лет, когда началась война. Мы тогда жили в Харькове в Канатном переулке, через два дома от мебельной фабрики, где наш папа работал техноруком. У нас был приемник, коричневый с золотистой тканевой вставкой, по радио постоянно передавали патриотические песни, новости родители слушали с тревогой.
Жильцы нашего дома вырыли во дворе убежище, узкую яму, «щель», папа нашей подружки Зины сказал: «Вот здесь нас всех и прихлопнут немецкие бомбы!»

Военная тревога чаще была ночью, папа бежал на фабрику, а мама тащила нас, детей, в щель, немцы освещали город ракетами, поначалу детям казалось, что это праздничный салют. Однажды днем низко над нашей улицей, прямо над играющими детьми, пролетел немецкий самолет, видимо, разведчик. Самолеты в то время были редкостью, дети закричали: «Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман, а в кармане пусто, выросла капуста», тогда было много таких детских довольно глупых песенок. Живо помню ухмыляющееся лицо летчика, его шлем. Он начал стрелять, дети заметались, один осколок попал в забор прямо над головой моей четырехлетней сестренки, чудом осталась жива. Кто-то из взрослых даже вынул еще теплый осколок из забора.
Киев, где жили наши родственники, бабушка, дедушка и мамины братья, уже бомбили, но связь еще была, мама ходила на телеграф им звонить, брала меня с собой.»

Полностью рассказ можно прочитать здесь.

Я предлагаю вашему вниманию рассказ жителя городка Черняхов близ Житомира о судьбе его жителей, думаю, это название говорит о многом моим постоянным читателям!

В нашей семье многие воевали, многие погибли.

В России 22 июня — День памяти и скорби, в память о погибших в Отечественной войне люди будут ставить свечи на подоконники*.
В моем окне свеча будет гореть.

*Свечи принято зажигать 21 июня в 22 часа.

Опубликовано 10 Июн 2011 в 12:07 дп. В рубриках: история, публицистика. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0. Отзывы и пинг пока закрыты.

комментариев 12 на “К 70-летию со дня начала Великой Отечественной войны”

  1. Геннадий 21 Июн 2011 в 12:55 дп

    Это — должны помнить мы потомки — детей войны и рассказывать нашим детям!
    Увы — это горькие, скорбные, ужасные вехи истории, но как точно сказано — «Без прошлого -нет будущего».

  2. Юрий 21 Июн 2011 в 8:22 дп

    я тоже зажгу свечу!

  3. Зоя 21 Июн 2011 в 11:50 дп

    Я думаю, что с преподаванием нашей истории сейчас большие проблемы, возможно, потому, что учебники пишут на гранты?

  4. Светлана 21 Июн 2011 в 1:27 пп

    Пишут не только учебники. Недавно (12 июня) была на встрече с писательницей Гретой Ионкис, написавшей недавно книгу «Евреи и немцы в контексте истории и культуры». Евреи и их судьбы в странах диаспоры — её тема, хотя как литературовед она написала немало статей, эссе и т.д. по своей непосредственной специальности.
    Интересный человек, удивительная судьба.

  5. Валерия 21 Июн 2011 в 2:27 пп

    Светлана, ты имеешь в виду написание на гранты в положительном аспекте?

    Здесь-то как раз речь о прямо противоположном — проплаченно пишут, навязывая молодежи иное мнение о войне, чем у нашего народа!
    Победу нашу присваивают нагло те, кто дает эти гранты!

  6. Светлана 21 Июн 2011 в 3:02 пп

    Я совершенно не это имела в виду.
    Грета Ионкис пишет и издаёт книги за свой счёт. То есть она пишет, как сама считает нужным, а не как проплачено. А книга, которую я упомянула, сейчас бестселлер.
    Она живёт в Кёльне. Но, поскольку преподавать не может из-за плохого разговорного немецкого, то и начала писать.
    Я бы очень эту книгу хотела купить. Может быть, когда буду в Москве, получится…
    Вообще стоит почитать то, что она пишет.

  7. Светлана 21 Июн 2011 в 3:10 пп

    А о том, как американцы трактуют историю Великой Отечественной, известно давным-давно.
    Под каким названием прошла по миру эпопея о Великой Отечественной войне ещё в советское время? «НЕИЗВЕСТНАЯ война». О войне-то знали все, как и о победе. Вот только о чьей?

  8. Валерия 21 Июн 2011 в 4:11 пп

    Одно дело трактовать так исторические события У СЕБЯ, совсем другое, когда это делается ими У НАС, когда они наняли «пятую колонну» и дурят наших детей!

    Посмотрю на Озоне, есть ли у нас эта книга.

  9. Светлана 21 Июн 2011 в 4:38 пп

    У неё изданы ещё две книги: «Маалот» и «Золото Рейна».

  10. Людмила 22 Июн 2011 в 8:12 дп

    Войну я помню с самого начала, мне было четыре года.
    Самолеты летали над нами и бомбили, в нашем доме появились незнакомые люди с детьми, которых укладывали спать в наших кроватках, это потом нам объяснили, что это беженцы с Западной Украины.
    Наша мама вместе с другими женщинами ходила рыть окопы на подступах к городу, а мы бегали рядом и не понимали, что всё это значит.
    А потом была эвакуация, но об этом я напишу ниже.

  11. Людмила 23 Июн 2011 в 11:28 дп

    Когда началась эвакуация мы со старшей сестричкой радовались,что поедем на поезде.
    Не успели отъехать от Харькова , как начались бомбежки, объявляли воздушную тревогу, и все выбегали из поезда в ближайший лесок, потом двигались дальше.
    Маме было очень тяжело с малолетними детьми, потом наш поезд разбомбили, и мы продолжали свой путь, как придется: на открытой платформе на листах металла, в трубе огромного диаметра, на дрезине.
    Удивительно, что мама довезла нас всех живыми, хоть и нездоровыми.

  12. Валерия 23 Июн 2011 в 1:31 пп

    Если бы не помощь Германа — не довезла бы!

Март

Автор фото — Зоя Сергеева

Живы мы, живы мы, живы!

Прыгает зайчик, резвясь, по стене,
шепчет на ушко он ласково мне:
— Выйди на улицу, снова весна, в
ыйди скорее, теперь не до сна,
слышишь, чирикает: «Жив!» — воробей,
видно, своим говорит: «Не робей,
зиму мы все пережили, друзья,
вся воробьиная наша семья!»

Перышки чистит и гнездышки вьет
весь воробьиный весёлый народ!
«Живы мы, живы мы, живы!» — кричат,
значит, зима не вернется назад,
весело с пташками стало и мне,
снова весна на родной стороне,
счастьем наполнилось сердце моё,
глядя на стайку простых воробьёв…

Зоя Сергеева
Не забудьте указать автора
02.2015

Здравствуй, новая весна!

Так здравствуй, новая весна,
ведь ты надежд всегда полна,
и пусть распутица кругом,
весна пришла в наш общий дом!

Зоя Сергеева

Copyright © Журнал «Культура и общество» 2022-2024 Все права защищены

 
 
 

Наши читатели

free counters

Рубрики

Метки

Свежие комментарии

 

  Рейтинг@Mail.ru