Пианисты. Целует клавиши прекрасная рука…
Фортепианный концерт в Малом зале Московской консерватории.
Музыка Клода Дебюсси, пианист Тигран Алиханов
Пьянящим звоном клавиши запели.
Взлетая,звуки таяли в тиши…
I отделение
Сюита «Детский уголок» в 6-ти частях
Шесть прелюдий
IIотделение
«Образы»-1-я серия (1905)-
«Отражение в воде», «Посвящение Рамо», «Движение»
«Образы» -2-я серия(1907)
«Колокольный звон», «Развалины храма», «Золотые рыбки».
Это был моноконцерт, концерт одного пианиста, исполнившего музыку одного композитора. Именно такие концерты позволяют глубже понять и прочувствовать творчество и того, и другого.
Концерт был посвящен 150-летию со дня рождения Клода Дебюсси.
Пианист Тигран Алиханов — настоящий мэтр, в будущем году у него предстоит юбилей, 70-летие, Алиханов-пианист с мировым именем, в недавнем прошлом-ректор Московской консерватории, в настоящем-профессор, завкафедрой камерного ансамбля и квартета, Народный артист России.
Пресс — портрет:
«Отец – Алиханов Абрам Исаакович (1904-1970), – академик, Герой Социалистического труда, лауреат Сталинских и государственных премий, создатель и первый директор Института теоретической и экспериментальной физики (ИТЭФ им. А. И. Алиханова), занимавшийся физикой атомного ядра и космических лучей.
Мать –скрипачка, солистка Московской филармонии, лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935).
В 1950 – 1961 гг. учился на фортепианном отделении Центральной музыкальной школы (класс А. С. Сумбатян), затем в 1961 – 1966 гг. – в Московской консерватории (класс профессора Л. Н. Оборина) и ассистентуре-стажировке (1966–69).»
Рассказ о творчестве Мастера потребовал бы слишком много времени, поэтому пишу коротко.
Алиханов-москвич, воспитанник Московской консерватории, вся его дальнейшая жизнь тоже связана с ней, профессор, был ректором Московской консерватории.
Признание получил в 1967 году, став лауреатом Международного конкурса имени Лонг и Тибо в Париже.
Далее-концерты по всему миру, мастер-классы, преподавание в родной консерватории, участие в жюри множества конкурсов, всего не перечислить за долгие годы деятельности!
Ведь его ученики уже признанные мастера, например, Аубакирова-ректор Алма-Атинской консерватории, Нерсесьян-профессор Московской.
Он-пропагандист и интерпретатор творчества многих современных композиторов.
Композитор Эдисон Денисов пишет об Алиханове:
«Это один из лучших пианистов, с кем мне доводилось работать. Я считаю его одним из лучших специалистов в сфере современной музыки.»
Конечно, Алиханов -превосходный исполнитель и музыки классической, старинной.
Я назвала очерк «Пианисты», потому что композитор Клод Дебюсси тоже был превосходным пианистом!
Клод Дебюсси(1862-1918) — французский композитор, лучший для его времени — рубежа 19-20 веков, его считают основоположником импрессионизма в музыке, хотя сам он не любил этого определения.
В музыке Дебюсси жизнь природы отображена в красочности, изменчивости, так живо напоминающей яркие краски художников-импрессионистов.
Дебюсси писал не только фортепианную музыку, но именно фортепианное наследие -более 80-ти пьес для рояля — лучшее в его творчестве.
Дебюсси и сам был прекрасным пианистом, его игру очень высоко ценили современники, его манера игры очаровывала.
Читала, что стих Поля Верлена посвящен Дебюсси:
Целует клавиши прелестная рука;
И в сером сумраке, немного розоватом,
Они блестят; напев, на крыльях мотылька
(О, песня милая, любимая когда-то!),
Плывет застенчиво, испуганно слегка, –
И всё полно ее пьянящим ароматом…
Перевод В.Брюсова
Только тогда уж первая строка должна быть «целует клавиши прекрасная рука»…
А в переводе Брюсова стих явно посвящен женщине-пианистке, более раннего перевода, времен Дабюсси, я, увы, не нашла…
Сюита для фортепиано К.Дебюсси «Детский уголок» была написана и опубликована в 1908 году и посвящена маленькой дочке композитора, в ней — мягкие ласковые нотки, легкая шутливая музыка, поэтичная, доступная детскому восприятию. Есть в этой музыке и иронический подтекст в последней пьесе «Кукольный кэк- уок».
Дебюсси вводит в неё знаменитый «мотив томления» из «Тристана и Изольды» Вагнера. Этот мотив, ставший музыкальным лозунгом целых поколений вагнерианцев, подан Дебюсси иронически с ремаркой «avec une grande emotion» («с большим чувством»), в окружении аккордов, имитирующих хохот.
В юности Дебюсси три года подряд (1880-1882) проводил летние каникулы в России в качестве домашнего пианиста баронессы Н. фон Мекк(меценатки и почитательницы музыки П.И. Чайковского). В России Дебюсси ознакомился с музыкой Чайковского, других русских композиторов — Глинки, Даргомыжского, участников «Могучей кучки».
Маргарита Лонг, известная пианистка, изучившая произведения Дебюсси под его руководством, написала о Дебюсси:
«Дебюсси был несравненным пианистом. Как можно забыть гибкость, ласковость и глубину его туше! Скользя с проникновенной мягкостью по клавишам, он одновременно прижимал их, и лились звуки необычайной выразительности и силы. В этом мы видим тайну, пианистическую загадку его музыки. В этом – особая техника, присущая Дебюсси: мягкость при непрерывном нажиме. Его рояль обладал всеми тонами колорита. Он играл почти всегда на «полутенях» без всякой резкости, но с такой полнотой и густотой звука, как играл Шопен…»
Концерт оставил у меня хорошее впечатление, игра Алиханова лишена внешних эффектов, свойственной молодым пианистам, никаких лишних движений, отточенное совершенное мастерство! Безукоризненное исполнение!
Изысканная дымка образов, навеваемых музыкой Дебюсси, прозрачность звуков, все это живо напоминает любимую мною чудесную музыку Шопена!
Поразило меня необычное богатство звуков, их разнообразие, глубина их.
Конечно, «Детский уголок»легок для понимания, но для глубокого понимания фортепианной музыки Дебюсси нужен ее анализ.
Впрочем, на мой взгляд, слушатель не всегда нуждается в понимании задумки автора, главное, чтобы музыка находила отклик в душе, рождала собственные образы, вызывала ответные чувства, радовала и доставляла удовольствия от звуков живой музыки.
На концерте звучала прекрасная музыка в прекрасном исполнении!
Шла на концерт и думала, а много ли народу придет? На улице — мороз 25 градусов!
Зал не был полон, но народу все-таки было немало, публика — настоящая консерваторская, музыка звучала в полной тишине, а по окончании -крики «Браво», аплодисменты, много, много цветов!
К сожалению, я не брала с собой камеру и не могу порадовать читателя записями с концерта.
Вы можете послушать игру Алиханова, а Дебюсси послушать можно,
только в другом исполнении, не то, конечно, но произведения те, что исполнялись на концерте.
На фото — Тигран Алиханов (фото из Яндекса).
Эпиграф — С.Назеев
Это был второй концерт из фортепианного цикла абонемента №98, первым был концерт Сергея Кузнецова, тоже исполнялись прелюдии Дебюсси.
12.02.2012
День Любви.
Ну, как тут не влюбиться?!
Как забыть прекрасные глаза?
Я в любви не в силах объясниться —
Как Тебе хоть что-нибудь сказать?
Все слова забыты от волненья,
В голове сумбур и кавардак…
Надо бы отправить поздравленье,
Я б хотел, но не смогу никак…
Мне очень нравится музыка К .Дебюсси. Я с удовольствием слушаю записи в разном исполнении, эта музыка улучшает настроение, и жизнь становится светлее.
Дебюсси, да ещё в прекрасном исполнении — праздник души!
Кое-что о душе
Божественное предопределение…
Я различаю тонкие черты
Неброской и беспечной красоты
В аккордах отзвучавшего мгновения.
Когда слагались в музыку слова,
А музыка играла и играла,
Какой мечтой душа была полна,
Под чьей рукою эхо струн дрожало?
Воспоминанья пробежавших лет —
allegro, vivo, moderato, presto —
Сплетаются в изысканный букет,
Где быль и небыль, и мечтанья детства.
Случилось всё, что было суждено,
И всё, что суждено, ещё случится.
Ещё в бокале плещется вино
И в темпе вальса голова кружится…
Душа жива, пока она поёт,
Взмывая ввысь в стремительный полёт.
Очаровательное стихотворение!
Здесь второй в youtube — концерт, во вступлении — звучит кларнет или гобой?
Очень приятное для слуха звучание, наверное — это всё таки кларнет
Звук духового инструмента порой глуховатый, но нежный, подвижный, вряд ли гобой, может быть, флейта в нижнем и среднем регистре или кларнет в среднем?
У гобоя более нежный звук, я склоняюсь — что это всё таки кларнет. Вообще — кларнет, это универсальный инструмент — для всех музыкальных стилей.
[…] о многих российских пианистах разных поколений, Тигране Алиханове, Михаиле Петухове и Владимире Овчинникове, Сергее […]
Прекрасный, интересный очерк о замечательном музыканте!
Музыка тоже понравилась, и на счет второго видео всё же соглашусь с Геннадием-звучит кларнет,тембр узнаваем!
Очень понравилось, Зоя-молодец! 🙂
Зоя, здравствуйте! Душа Ваша богата музыкой, добрым словом, — наш человек!!! А кто Вы по роду деятельности, если можно узнать?
Про саксофонистов не пытались писать? С уважением.
Ирина
Спасибо, Зоя, за интересный, полный глубокого погружения в тему, рассказ. Перечень лучших музыкантов наших дней очень кстати. На канале Культура ежевечерне показывают в записи концерты классической музыки. Спасибо и за это. Концерты в филармонии многим не по карману, а про знаменитостей и говорить нечего. Правда, попса не дешевле. Извините за отступление. Уверена, что писать и возможно рекламировать классическую музыку надо. Всегда были и будут люди духовно богатые, талантливые, но по разным причинам не имеющие доступа к лучшим произведениям и их исполнителям классиков музыкальной культуры. Такие статьи носят просветительский характер, а потому достойны похвал.
Творческих побед на ниве музыкального просветительства!
[…] его, сказать, что в нашем журнале есть очерк о нем «Целует клавиши прекрасная рука», но я так и не решилась это сделать, постеснялась, а […]