Выставка в музее Пушкина на Пречистенке «Время славы и восторга!»
В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке 28 февраля открылась выставка «ВРЕМЯ СЛАВЫ И ВОСТОРГА!» (Эпоха 1812 года в собрании ГМП и коллекции Александра Васильева)
В этом году Россия отмечает знаменательную дату — 200-летие Отечественной войны 1812 года, которую французы предпочитают называть «Русская кампания 1812 года».
Началась война 11 июня (23 по новому стилю), почти день в день со 2-й Отечественной, с июня по сентябрь 1812 войско Наполеона наступало…
В 6 часов утра 12 (24) июня 1812 года авангард французских войск вошёл в Ковно*, форсировав Неман, императору Александру I, который в это время находился на балу в Вильно, доложили о вторжении Наполеона…
В августе будет Бородино, в сентябре — сожженная Москва, но уже в октябре -декабре Березина и Неман, изгнание жалких остатков войска Наполеона из России, а потом-триумфальный заграничный поход.
В 1814 году — русские в Париже, где оставили о себе хорошую память.
Французский офицер признавался Николаю Тургеневу**: «Я говорю с вами как с другом, потому что ваши офицеры и солдаты относятся к нам по-дружески. Ваш Александр — наш защитник и благодетель, но ваши союзники*** — настоящие канальи и кровопийцы!»****
Война 1812 года вызвала небывалый патриотизм у русского народа, защищали свое Отечество всем миром.
А назвал войну Отечественной композитор Глинка.
Победой в этой войне народ гордился, прославились Кутузов, Барклай Де Толли, Ермолов, Милорадович, Дохтуров, Раевский, Тормасов, Багратион, Сеславин, Горчаков, а множество имен забыто, увы, такова судьба большинства людей.
Друзья Пушкина воевали (Давыдов, Вяземский), воевал в ополчении его учитель Жуковский, Пушкин был знаком с прославленными генералами Ермоловым, Раевским, Воронцовым.
В круге общения поэта многие были непосредственными участниками кампании Большой европейской войны 1812-1815 г. В творчестве Пушкина тема 1812 года — источник вдохновения с лицейских лет, «пора величайших потрясений», «незабвенное время славы и восторга» он выразил в своей поэзии, от раннего «Воспоминания о Царском Селе» до зрелого «Полководца».
Время с 1812 года и до 1825 года — романтическое и героическое, ему и посвящена выставка в музее Пушкина.
У входа на выставку — гренадеры, в холле музыканты играют военные марши.
Построена выставка как «война и мир», показана жизнь мирная и военная, причем не с 1812 года, а с времен французской революции 1789-1799 года, времени, определившего дальнейший ход европейской истории.
Показаны бивуак русской армии, пожар в Москве, светская гостиная, модный магазин, целая галерея исторических персонажей.
Большая часть экспонатов из собрания музея, многое предоставили устроителям коллекционеры, особенно живущий в Париже историк моды Александр Васильев , предcтавивший коллекцию платьев 19-го века, вот что он рассказывает: «Мода эпохи Наполеона как раз является свидетельством того, как женщины раздеваются для того, чтобы привлечь к себе мужской взгляд. Они обливали эти белые муслиновые платья водой для того, чтобы они больше прилипали к телу. Не носили нижнего белья. Эти моды были очень непрактичные. Особенно в России. При большом морозе дамы в белых муслиновых платьях, метель на улице. И, конечно, самая распространенная болезнь этой эпохи — чахотка».
Выставка полностью погружает посетителя в эпоху — коллекция костюмов, изысканных аксессуаров (платья, шали, обувь и сумочки, гребни и табакерки), типажи лиц на портретах людей, живших в первой четверти XIX века. Многое привезено из Франции.
Cамо собрание пушкинского музея богато представляет время — это живопись, декоративно-прикладное искусство, мебель, ценные документы, оружие, награды, предметы армейского быта, полное военное обмундирование французских и русских военных.
Гравюры -копии c оригиналов Доу из «Военной галереи» Зимнего дворца, пантеон героев войны 1812 года.
Устроители выставки использовали пушкинское поэтическое наследие, мемуары его современников, хронику 1912 года -кадры с празднования 100-летней годовщины войны 1812 года, на плазменных панелях — современная реконструкция батальных сцен.
Отдельный зал посвящен русским в Париже. http://128v2.com
В музее работает творческий коллектив, публика оценит выставку по достоинству!
Выставка открыта до 31 мая.
* Через полвека командиром гарнизона в Ковно будет мой прапрадед, а в 1879 году император Александр II издал указ о незамедлительном создании в г. Ковно сухопутной крепости I класса.
** Николай Иванович Тургенев (1789 — 1871), русский экономист и публицист, активный участник движения декабристов. Один из крупнейших деятелей русского либерализма. В эмиграции в Париже с 1826, осуждён заочно, амнистирован при Александре II.
*** пруссаки и австрийцы
**** Был приказ Александра I жестоко пресекать мародерство и грабежи (было пресечено разграбление картинной галереи Лувра)
Пересечение исторических событий между Россией и Францией — это интересная тема, заслуживающая внимания. Я иногда просматривая военное обмундирование французских солдат и офицеров — эпохи Наполеона, ловлю себя на мысли — что есть какое-то сходство и с российской армии той эпохи. Так кто у кого что позаимствовал? — Это видно вопрос для историков.В ту эпоху — шёл некий импорт французской культуры и естественно — состоятельные на то время россияне — не скупились на модную в то время французскую одежду, которую было весьма проблематично приспособить под суровый российский климат, не правда есть нечто похожее и сейчас — россияне очень ответственно и со вкусом — подходят к выбору одежды, нежалея порой средств на дорогую одежду.Всё-таки коренные москвичи и ленинградцы — одеваются со вкусом, не обошла эта тенденция стороной и другие города России и это здорово!
Влияние Франции было в 19-м веке огромное, ведь высшие слои общества и говорили на французском!
Одеваться стали лучше-это бесспорно, одежду купить теперь не проблема, половина женщин -в норковых шубах, вторая — в разных других, но тоже в шубах!
Но есть и минусы — пренебрежение к условностям, отличающим воспитанного человека от невоспитанного.
В одежде ведь важна еще УМЕСТНОСТЬ!
Это игнорируется! Одеваются буднично в консерваторию, как в магазин, также и в театр идут, неприятно это.
А во многих офисах с одеждой строго, только хорошая деловая одежда, иначе уволят.
В Вене тоже в Оперу идут нарядные, а в Курсалон — в майках, безобразно.
А ведь французики ничего своего не придумали! Копировали у итальянцев, как и вся Европа. Моду, кулинарные изыски и прочая, и прочая…Вот что спецы пишут: «Европа в конце XV— начале XVI веков являет нам один из первых примеров уже общеевропейской моды. Все страны начинают перенимать итальянский стиль в одежде.
Итальянская культура становится столь притягательной потому, что именно в Италии начинается сравнимый с греческой классикой взлет духовной жизни — начинается эпоха Возрождения, эпоха гуманизма, воспевшая человека, освобожденного от жестких религиозных догматов, открывающего и познающего окружающий мир, свободную творческую личность, человеческое достоинство. Античность стала для итальянских гуманистов идеалом, и они стремились возродить образы античности в повседневной жизни. Это оказало влияние и на костюм несмотря на то, что в итальянской культуре сохранялись и элементы средневекового рыцарского идеала. Гармония пропорций, совершенно иной образ человека, стремление подчеркнуть в костюме индивидуальность человека; все это стало совершенно новым по сравнению с жестко регламентированным костюмом средневековья. Невозможно говорить о какой-то особой специальной форме одежды эпохи Возрождения, можно лишь проследить тенденции в развитии костюмных форм, так как особого костюма эпохи Возрождения не существовало. Выбор платья диктовался кошельком, модой, рангом и декретом правительства».
«Когда Екатерина Медичи, большой гурман, вышла замуж за французского короля Генриха II, она взяла с собой итальянского повара. До этого французской кухни не существовало. Даже гастрономическая энциклопедия (Larousse Gastronomique) называет Италию родиной национальной кухни. »
Примеров множество. Всё упёрли из Италии, а теперь об этом благополучно забыли. Да, в современном обществе взаимное влияние культур, в том числе и кухни, конечно, неизбежно, никто не спорит, но французов не люблю за непомерный снобизм и преднамеренное замалчивание. Да и вояки они те ещё. А это тоже говорит о них. В целом. Вот так.
Все-таки в описываемое время вся Европа говорила на французском, за нарядами дамы в Париж ездили, вояки плохие, да, но Европу-то завоевали!
А художники ездили в Италию, лечиться ездили в Италию и Германию….
Заслуги итальянцев эпохи Возрождения не замалчиваются!
Что касается моды, Милан и сейчас законодатель мод!
В моде 19 века господствуют действительно великие модные салоны (сыновья Ворта Жан Филлип и Гастон, английская фирма Редфрен, Жак Дусе, Пакен и др. Каждый из них имеет свой стиль. Французская ЖЕНСКАЯ мода, действительно, заметно преобладает. А вот в мужской моде — лидеры — англичане. Вспомним Онегина. «Как денди лондонский одет…» Образ денди, сыграл заметную роль в европейской культуре. Dandy — англ. щеголь, фат, новое значение этого слова — безупречно одетый человек. Первым образцовым денди считают англичанина Джорджа Брайана Бруммела. Он воплощал тип человека, одетого скромно, но с безупречным вкусом и обычно очень дорого. Бруммел прославился особым искусством: никто не мог так завязать галстук, как он. Денди шили у персональных портных множество вещей на каждый день. Один из денди, немецкий писатель Германн Пюклер-Мускау, сообщал, что каждую неделю мужчине, желающему прослыть элегантным, требуется 20 рубашек, 24 носовых платка, 10 видов брюк, 30 шейных платков, дюжина жилетов и носков.
Ну, опять же клубы, аглицкие в России.
[…] войны 1812 года. Мы уже рассказывали о выставке «Время славы и восторга» в музее Пушкина на Пречистенке, посвященной этой […]