Прерафаэлиты — викторианский авангард
В ГМИИ им. А.С. Пушкина все лето и до конца сентября работает выставка произведений художников-прерафаэлитов, английский авангард викторианской эпохи, изменивший изобразительное искусство в Европе.
На выставке представлено более 80 произведений из музеев и частных коллекций Великобритании и США, в экспозиции шесть разделов: «Спасение», «Образы прошлого», «Природа», «Красота», «Поэтическая живопись» и «Утопия».
Очередь на выставку общая с теми, кто пришел смотреть живопись Тициана, довольно большая, но быстро продвигающаяся.
Что меня удивило — народа на этой выставке было куда больше, чем желающих увидеть полотна Тициана. Я сначала посмотрела 11 полотен Тициана, а уж потом — большую выставку английского авангарда середины 19 века.
Красивые полотна, яркие краски, и пусть слово «авангард» не пугает тех, кто не любит авангардное искусство, это тогда они были авангардом, а сейчас -классика!
«Братство прерафаэлитов» было создано в 1848 году, художники ставили на своих полотнах буквы P.R.B. (Pre-Raphaelites Brotherhood), авторы картин были молоды, а их искусство ново и непривычно.
В художественной жизни того времени, cледовавшей идеалам Возрождения, был кризис, члены «Братства прерафаэлитов» вернулись к итальянскому искусству 15-го века, «до Рафаэля», к произведениям выдающихся живописцев кватроченто — Боттичелли, Фра Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, Фра Анжелико и др., с их яркостью цветовой гаммы, изображением природы и обычных людей.
Художники «Братства прерафаэлитов» — это Джон Эвертт Миллес (1829-1896), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Уильям Холман Хант (1827-1910), Форд Мэдокс Браун (1821-1893), Уильям Дайс (1806-1864), Уильям Моррис (1834-1896), Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898), Элизабет Сиддал (1829-1862), Симеон Соломон (1840-1905).
Прерафаэлиты работали в разных видах искусства и литературы: живопись, графика, фотография, оформление книг, поэзия, эссеистика, дизайн мебели и интерьеров.
Выставка большая — два зала и галерея, народу много даже в будни, лучше всего пойти утром в будний день, посмотреть выставку стоит!
Фото — картина английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти «Прозерпина», созданная в 1874 году.
Валерия
К своему стыду, о Братстве прерафаэлитов слышу впервые, но картины мне очень понравились в роликах!
Вот такой авангард в искусстве мне очень нравится, в отличие от нынешнего авангардизма!
Понравилось, спасибо!
Дважды я побывала на выставках и этой, и Тициана, оба раза пришлось постоять в очереди, но недолго!
Выставка красивая, много интересных полотен, особенно мне понравились полотна из разделов о природе и красоте, яркие краски создают хорошее настроение!
Да и большинство имен художников мне незнакомо, было интересно, стоит посмотреть!
Трудно поверить — что когда-то это направление называлось авангардом, с первого взгляда — это классические произведения, но тем не менее — на некоторых картинах — действительно — преобладают контрасты ярких красок, но от этого — картины вовсе не проигрывают! Я тоже никогда не слышал о прерафаэлитах, ещё что-то узнал, спасибо Валерия.
P.S. : Хочу — обратить внимание читателей на то что первая картина представленная в этом очерке — девушка, но при пристальном изучении строения лица — это больше походит на лицо юноши и скорее всего — это черты лица автора этого портрета, этот приём — применялся художниками — пример тому скажем — «Дама с горностаем» или «Мона Лиза» — Леонарда — Да — Винчи, на обоих портетах угадываются черты лица великого мастера кисти.
Геннадий, натурщицей при написании картины была возлюбленная художника!
Вот что пишут об этой картине:
«На полотне изображена древнеримская богиня подземного царства Прозерпина, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал вкусить ей зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.
Хота на картине указан 1874 год, Россетти работал над ней семь лет на восьми холстах, прежде чем закончить её. Натурщицей стала возлюбленная художника Джейн Моррис.
Россетти писал о Прозерпине следующее:
Она изоражена в мрачном коридоре своего дворца, со смертельным фруктом в руке. Она проходит мимо, и отблеск света падает на стену позади неё из какого-то внезапно открытого проёма, показав на мгновение верхний мир, и она украдкой взглянула на него, погружённая в свои мысли. Рядом с ней стоит курильница — атрибут богини. Ветка плюща на фоне может рассматриваться как символ цепляющегося воспоминания»
О прерафаилитах узнала только сейчас.
Я просто очарована их произведениями.
Природа просто живая. Как жаль,что нет возможности увидеть эти шедевры своими глазами.
Большое спасибо!
Красота!