Академический оркестр русских народных инструментов, концерт в БЗК
В Большом зале Московской консерватории редкие гости — оркестр народных инструментов имени Н.Н.Некрасова, художественный руководитель — Петр Земцов, дирижер — Андрей Шлячков. Оркестр был создан в 1945 году как оркестр Гостелерадио, с 1997 года — ВГТРК, с 1974 года оркестр Академический и имеет статус Национальное достояние России. Им руководили выдающиеся дирижеры современности — Петр Алексеев, Виктор Смирнов, Владимир Федосеев, Николай Некрасов, Андрей Шлячков — ученик Некрасова.
В репертуаре оркестра и русская народная музыка, и музыка современных композиторов, и классика, и музыка народов мира. В первом отделении концерта «Золотой век» 16 ноября исполнялись только классические произведения русских и зарубежных композиторов «золотого» 19-го века — романсы и музыка из опер, во втором отделении вальсы, пьесы на темы русских народных песен.
Cолировали сопрано Лидия Светозарова и баритон Сергей Топтыгин — артисты театра «Геликон-опера,» и солисты оркестра Вера Махан (домра), Дмитрий Ибрагимов (балалайка) и Андрей Красноперов (баян).
Мастерство оркестрантов доведено до совершенства, исполнение теплое, напевное, оркестр виртуозов!
Зал принимал каждое выступление горячими аплодисментами, пожалуй, уместно сказать, с восторгом!
В составе оркестра домры (малые, альтовые, басовые), балалайки (от примы до контрабаса), гусли, ударные, гармоники, флейты, слышался звук гобоя (но тут я не уверена, а разглядеть не смогла, заслонили ряды оркестрантов с домрами и балалайками).
Домра — русско-украинский народный инструмент струнный щипковый (не путать с казахской домброй!), долгое время незаслуженно забытый, вот что об истории домры рассказывает солистка оркестра Вера Махан:
«Но именно популярность и любовь народа к домре сослужила ей плохую службу. Главным врагом скоморошества выступила церковь. Духовенство негодовало: «Игрища стоят утоптаны, а церкви — пусты». Представления скоморохов были элементом никогда не изжитого до конца на Руси язычества, что, по мнению церковников, отдаляло людей от христианства. К тому же скоморохи не стеснялись поднимать в своих выступлениях социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться власти, стремящейся к абсолютизму. Так появился указ царя Алексея Михайловича 1648 года, знаменитая фраза из которого гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды, и тыб те бесовские велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».
На каких только концертах я не побывала в консерватории и филармонии, а вот народные инструменты слушаю впервые (гитара не в счет).
Восхитило мастерство музыкантов, особенно игра на баяне Андрея Красноперова, понравился и репертуар оркестра.
Шла к метро, и для меня все еще звучала сыгранная «на бис» музыка «Коробейников» — «Цену сам платил немалую, не торгуйся, не скупись, подставляй-ка губки алые, ближе к молодцу садись!»(русская народная песня на стихи Некрасова).
Валерия
Оркестр звучит необыкновенно слаженно и красиво, репертуар разнообразный, впереди еще два концерта этого абонемента, надеюсь, каждый будет таким же праздником, как этот!
Просмотрел все ролики в очерке, получил просто непередаваемое удовольствие, такие задорные исполнители, особенно домрист-весельчак и исполнение Коробейников с применением нетрадиционных инструментов, таких, как трещотки,звоночки-бубенцы и прочие!
Очень понравилось и исполнение романсов!
Оркестр состоит из настоящих виртуозов, мастеров своего дела!
Очень-очень понравилось, очерк написан интересно, спасибо!
Великолепная музыка, прекрасное исполнение. Слушать можно часами, получая огромное удовольствие, Превосходный репертуар, а слушать это в БЗК -праздник души!
Виртуозное исполнение, как звучит «Мелодия » Рахманинова! А Ламара Чкония — какой чистый глубокий голос!
Послушала и прочитала с интересом, редко о таких коллективах пишут — высший класс исполнительского мастерства!