Его величество орган
«Eго величество орган», так называется цикл из пяти концертов (абонемент №43) в зале имени Мясковского Московской консерватории.
Об одном из концертов этого абонемента я вам уже рассказывала — это «Европейское путешествие органиста» Елены Кейлиной, рассказывала и о зале Мясковского, камерном зале с салонным органом.
Я не люблю концерты из серии «И музыка, и слово», предпочитая слушать только музыку, а словесное написать в программке, но тогда мне концерт понравился, вела его сама Кейлина, говорила она немного и хорошо.
Вот на какой концерт я шла вчера:
6 МАРТА ВОСКРЕСЕНЬЕ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ИМЕНИ Н.Я. МЯСКОВСКОГО
Абонемент № 43 «Его Величество орган»
«Библейские и другие поучительные истории в немецкой музыке барокко»
И.С. Бах, И. Кунау, И. Фробергер
Ведущая —
Татьяна Зенаишвили (орган, клавесин)
Вести его должна была сама Татьяна Зенаишвили, на ее концертах мне приходилось бывать, ее игра мне нравится.
Музыка барокко в исполнении на салонном органе и клавесине, шла на концерт в предвкушении удовольствия от хорошей музыки в хорошем исполнении!
В ожидании, когда откроются двери зала, в узком коридорчике томилась публика, и среди взрослых — две крошечные девчушки лет трех, такие славные ангелочки. Были и дети постарше, но в основном публика была взрослая.
Начало концерта меня сразу разочаровало — вела его не сама Зенаишвили, а приглашенный чтец, который излишне подробно рассказывал те истории, о которых и была сочинена музыка…
На органе было сыграно всего две коротеньких пьесы, больше звучал клавесин, я же предпочитаю органную музыку.
Концерт был очень коротким — вместо обычных двух часов всего-то час, если не половину времени, то уж треть-то точно заняло чтение, музыки минут 40, мало!
Одна из ангелочков покинула зал вместе с мамой в самом начале концерта — она громко разговаривала, а вторая девчушка сидела прямо за моей спиной, сидела тихо, но все время толкала ножками спинку моего кресла, что еще больше портило мне настроение. Замечаний я не делала — терпела, куда же денешься? Не повезло!
Играет Татьяна Зенаишвили хорошо и на органе, и на клавесине, но концерт меня разочаровал по выше изложенным причинам…
Вчера купила абонементы на новый сезон 2016- 2017 года, сезон для консерватории юбилейный!
13 сентября 2016 года Московской государственной консерватории исполняется 150 лет, весь сезон 2015 — 2016 посвящен этому выдающемуся событию мирового значения. Празднование юбилея в царстве музыки — это выступления лучших музыкантов. В день юбилея в БЗК после реставрации вновь зазвучит орган, юбилейные концерты пройдут не только в Большом зале, но и во всех других — Малом, Рахманиновском, Мясковского.
Несколько слов об абонементах.
Еще несколько лет назад все было просто — концерты в консерватории — это музыка, и только музыка, рассчитанная на взрослого слушателя, детей пускали и на дневные, и на вечерние концерты, но с пяти лет, детей было мало и они редко выдерживали весь концерт — уходили в антракт.
Сейчас стали пускать на некоторые концерты, дневные, конечно, детей с 3-х лет. Если абонемент продается, как детский — это одно, другое дело, когда покупаешь обычный абонемент, в зале несколько детишек, а концерт построен с учетом их восприятия.
Впрочем, этот концерт Зенаишвили был и не для маленьких — они в библейских историях ничего не поймут, но и не для взрослых!
В тот же день, 6 марта, в БЗК был дневной концерт, на который народ буквально валом валил, спрашивали лишний билетик, люди разного возраста, но только взрослые.
Заинтересовалась, на что же народ так ломится?
Оказалось — обычный концерт одного из абонементов, московский симфонический оркестр, я в прошлом году была на их концерте.
Этот пример говорит о том, как востребованы дневные концерты в выходные дни у взрослой публики, а абонементов для взрослых раз-два, и обчелся, они вытеснены детскими.
Руководству и консерватории, и филармонии надо обратить на это внимание и вернуть дневные концерты для взрослой публики — музыку, и только музыку!
Зоя Сергеева
7 марта 2016 года
Copyright © Журнал «Культура и общество» 2016 Все права защищены
Испортить впечатление от концерта может даже незначительная накладка или огрех в организации выступления. Я думаю, что концерт всё же должен быть концертом, то есть меньше слов и больше музыки, ведь именно ради нее люди и посещают консерваторию!
Исполнение в ролике мне понравилось, красивая тонкая средневековая музыка!
Орган недаром называют «Его величество» — это самый богатый по звуку инструмент.
Клавесин известен давно, с 14-го века, до изобретения фортепиано в 17 веке в королевских залах при Людовике 14-м звучали орган и клавесин, каждый органист был и клавесинистом и композитором.
У нас есть очерк о французской королевской музыке — целый концерт, дающий представление о музыке времен Куперенов — https://korostishevsky.org/?p=2366.
Звук клавесина слабый, быстро затухающий, монотонный, поэтому динамичный рояль быстро вытеснил клавесин, надолго забытый.
Вновь вспомнили о клавесине во 2-й половине прошлого века, возродился интерес к средневековой музыке, которую писали для клавесина и слушать ее и нужно в исполнении на клавесине!
Часто зазвучал клавесин в концертах не так уж и давно, примерно лет 10, не больше.
Появились и расшифровщики музыки, написанной до изобретения нот.
Именно такую музыку исполняла Елена Кейлина.
Да, у клавесина очень приятный звук, мне довелось побывать на концерте клавесинной музыки в Кишиневском органном зале — ещё в 1986 году.
Кстати — здесь экскурс в историю клавесина:
https://www.youtube.com/watch?v=pmbzrGQK-Go